Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Профессиональное образование в современном мире

2015 год, номер 1

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ БЛАГО

С.И. Черных
Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Россия
2560380@ngs.ru
Ключевые слова: благо, общественное благо, частное (индивидуальное) благо, образование, образовательные услуги, воспроизводство образования
Страницы: 17-26
Подраздел: РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Сегодня множество теоретических и прикладных исследований, посвященных самым различным аспектам состояния и развития образования, в своей констатирующей части приходят к утверждению о том, что образование намного сложнее и многообразнее, чем представляющие его философские, социологические и экономические доктрины. В условиях быстрых и порой неадекватных общественных изменений, происходящих в образовании, исследователи часто описывают и изображают (под давлением социальных обстоятельств) образование в отрыве от его имманентных сущностных свойств. В статье предпринята попытка представить образование как духовное и материальное общественное и индивидуальное благо. Автор считает, что рассмотрение образования как блага позволит компенсировать ту односторонность его изучения, в рамках которой все богатство образовательных отношений сводится лишь к некоторым особенным формам их проявления. Изучение некоторого объема работ, посвященных разработке именно такого взгляда на образование (Э. Аткинсон, Г. Беккер, А. И. Добрынин, С. А. Дятлов, И. В. Ильинский, Р. И. Капелюшников, Ф. Махлуп, Дж. Штиглиц, Т. Шульц и др.) позволило констатировать ограниченности как институционального, так и структурно-функционального подходов к изучению образования. Так, ограниченность институционального подхода проявляется в «отстраненности» от изучения индивида (человека) как образовательного субъекта, а также в недостаточном внимании к рассмотрению образования как духовного феномена, который этот образовательный субъект (человек, индивид) приводит в действие. Структурно-функциональный подход, акцентируя внимание на изучении социальной сущности образования, основной доминантой его развития определяет его функциональное назначение, «отстраняясь» тем самым от его «всеобщной сущности». Рассмотрение образования как диалектического сочетания общественного и индивидуального (частного) блага (с точки зрения автора) позволит не только компенсировать эти недостатки, но и сформулировать иные подходы к изучению феномена образования. Вместе с тем такое рассмотрение позволит избежать крайностей, связанных с рассмотрением образования, отождествления его с духовной сферой жизнедеятельности общества в целом или как «услуги» и «подгонкой» его воспроизводства (именно как услуги) под действие закона стоимости.