Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

2009 год, номер 4

1.
ФИЛОСОФИЯ СИСТЕМНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

А. Д. Герасёв1, Л. А. Барахтенова2
1 Новосибирский государственный педагогический университет, rector@nspu.net
2 Новосибирский государственный педагогический университет
Ключевые слова: системное управление качеством, технологии управления, экспертиза образовательного сервиса
Страницы: 3-9

Аннотация >>
Планирование - типичная и важнейшая функция образования, содержащая в качестве главных компонентов не только прогнозирование будущего развития, но и выработку технологий его реализации. Применительно к системе высшего профессионального образования технологии планирования связаны с основными принципами управления качеством подготовки, основаны на инновационных моделях, характеризуют управление на основе текущего контроля над исполнением конкретного вида деятельности, экстраполяции и предвидения изменений для определения будущих показателей с учетом имеющихся данных об их изменении в прошлые периоды, экспертизы качества образовательного сервиса, принятия адекватных решений.


2.
МЕТАФИЗИКА ОБРАЗОВАНИЯ В ИНФОРМАЦИОННУЮ ЭПОХУ

Н. С. Рыбаков
Псковский областной институт повышения квалификации работников образования, nik-rybakov@yandex.ru
Ключевые слова: метафизика образования, массовый и сетевой человек, постчеловеческая антропология, информационное общество
Страницы: 10-19

Аннотация >>
Почему метафизика образования? Потому, что важно посмотреть на образование в контексте эволюции мировоззрения. Н. О. Лосский писал, что мировоззрение стремится «понять, что такое мир как целое, постигнуть смысл мирового процесса, а вместе с тем определить и свое положение и назначение в мире», метафизика же есть наука о мире как целом; она дает общую картину мира как основу для всех частных утверждений о нем» [1, с. 4-5]. Метафизика представляет собой фундаментальное проникновение в недра любого процесса, способствуя постижению его смысла. Именно поэтому необходимо обратиться к метафизике для выявления общей картины образования как основы всех частных выводов о нем.
В зависимости от поставленных целей подходы к образованию могут (и должны) быть разными. Но рано или поздно исследователи должны будут прийти к вопросу об основаниях образования. Разумеется, можно сделать вид, что оснований образования не существует вовсе, тем более что путь к ним нелегок, не терпит суетливости и не сулит немедленных практических результатов. Вступая на него, нельзя рассчитывать на скорейший политический или экономический эффект. Но пройти этот путь необходимо, чтобы добраться до смысла образования, после чего можно смело окунаться в эмпирию образования, где функционируют его смыслы, чтобы понять, как они действуют. Все это позволяет более полно видеть последствия реформ в образовании.


3.
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Н. А. Бороноева
Институт фундаментальной подготовки Сибирского федерального университета, verakazanceva@yandex.ru
Ключевые слова: образование и национальная идентичность, «академический капитализм», коммуникативная система, глобализация
Страницы: 19-24

Аннотация >>
В статье анализируются проблемы образования и образованности в информационную эпоху, а также роль университетов в эпоху глобализации. По мнению автора, российская образовательная система может выступать как инструмент сохранения национальной идентичности в условиях глобализации.


4.
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ФИЛОСОФИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

Н. А. Терещенко
Казанский государственный университет
Ключевые слова: кризис нарративов, легитимации и институций, интерпелляция, идеологический механизм, социальная компонента философии
Страницы: 25-32

Аннотация >>
Статья посвящена проблеме образования в реалиях современного общества. Автор полагает, что образование сегодня должно искать формы выхода из кризиса, возникшего в результате смены типа рациональности и трансформации идеологических установок. Одним из способов преодоления кризиса может быть обращение к философии, поднимающей в своих курсах проблемы человеческого бытия в пространстве культурных связей и общественных отношений.


5.
ПОНЯТИЕ КАК ОБРАЗОВАНИЕ СМЫСЛА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРИЗВАНИЕ ФИЛОСОФИИ

В. Г. Ланкин1, Т. В. Сурина2
1 Томский государственный педагогический университет, lankinvg@mail.ru
2 Томский государственный педагогический университет, elenes@mail.ru
Ключевые слова: смыслообразование, логика события, именность, категориальность, концептуальность, верациональный, интегрированный разум
Страницы: 33-41

Аннотация >>
В статье обращается внимание на феноменальную структуру понятия, в которой соединяются рациональные и внерациональные феномены. В этом усматривается возможность формирования интегрированного разума, способного освоить и адекватно понять опыт культуры в целом, не сводя его только к опыту разума. Интегрированный разум такого типа способен мыслить в логике события, в которой мир раскрывается в аспектах феноменальной структуры, предстает не только в качестве существующего, но и в качестве складывающегося, данного. Формирование такого интегрированного разума делает философию важнейшей частью образования, понимаемого не только как образование человека, но как образование смысла.


6.
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Л. Н. Черноусова
Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Lilyachernousova@ mail.ru
Ключевые слова: образование и гражданское общество, государственная элита, социальный авангард
Страницы: 42-47

Аннотация >>
В статье рассматриваются понятие «гражданское общество» и вопросы взаимодействия государства и гражданского общества. Автор раскрывает роль образования в гражданских обществах разного типа, а именно - образование в либеральном и консервативном обществом.


7.
ФИЛОСОФИЯ МЕТОДОЛОГИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

М. В. Таранова
Новосибирский государственный педагогический университет, tmv13@inbox.ru
Ключевые слова: познание, естественнонаучный подход, системно-структурный подход, процедуры деятельности
Страницы: 47-53

Аннотация >>
В статье проведен сравнительный анализ двух подходов к деятельности учения: натурфилософский (естественнонаучный) и системно-структурный (деятельностный). Показано основное различие этих двух подходов, а именно: в первом варианте направленность познания определяют с точки зрения того объекта, на который направлена деятельность субъекта; исследователь противостоит этому объекту и применяет к нему определенный набор процедур и операций, которые дают ему (исследователю) знания об объекте. Во втором варианте направленность познания определяется спецификой самих процедур деятельности и мышления.


8.
СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ФЕНОМЕНА

И. Г. Елинер
Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, ila111design@yandex.ru
Ключевые слова: феномен мультимедийной культуры, инновационные культуры, реформирование
Страницы: 54-62

Аннотация >>
В статье раскрываются особенности феномена мультимедийной культуры в зависимости от времени (постмодернизм) и пространства (инновационные культуры развитых постиндустриальных обществ). Рассматриваются внутренние системообразующие факторы мультимедийной культуры - структура, функции, смысл - и внешние системообразующие факторы, определяющие динамику ее развития - политика, экономика, идеология и научно-технические достижения. Показана необходимость реформирования мультимедийной системы с учетом специфики постмодернизма и пространства культуры, в котором формируются и трансформируются взаимодействующие системы. Выделяются специфические черты, характеризующие современную систему мультимедийной культуры.


9.
МАСС-МЕДИА КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Д. А. Абдакимова
Новосибирский государственный педагогический университет, abdakim@mail.ru
Ключевые слова: масс-медиа, информационное общество, власть
Страницы: 62-68

Аннотация >>
В статье средства массовой коммуникации рассматриваются как инструменты управления обществом. Именно с помощью средств массовой коммуникации информационный продукт проникает в сознание самых широких слоев населения - как в удаленных уголках планеты, так и в мегаполисах наиболее развитых мировых держав.


10.
СИСТЕМА МОДУЛЬНЫХ КУРСОВ КАК СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ

М. С. Можаров1, А. Н. Шеремет2
1 Кузбасская государственная педагогическая академия, mogarov@yandex.ru
2 Кузбасская государственная педагогическая академия, sheremet5@yandex.ru
Ключевые слова: система модульных курсов, структурно-содержательные характеристики академической мобильности будущих учителей информатики, педагогическое образование
Страницы: 68-73

Аннотация >>
Статья посвящена системе модульных курсов как содержательной основе для формирования академической мобильности будущих учителей информатики. Авторы считают, что настало время для того, чтобы ввести понятие академической мобильности будущего учителя информатики и полноправно оперировать им в контексте современного педагогического образования, вписывающегося в мировое образовательное пространство.
Создание методической системы по формированию академической мобильности будущих учителей информатики было ориентированно на развитие показателей в составе академической мобильности. С этой целью отбирались содержание, формы и методы, адекватные структурно-содержательным характеристикам академической мобильности будущих учителей информатики и способствующие развитию ее показателей.


11.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ АДАПТАЦИЯ: ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД

Н. В. Гуляевская
Новосибирский государственный медицинский университет, navg@list.ru
Ключевые слова: профессиональные компетенции, технологизация адаптивного процесса, инновационный подход в образовании, социальная мобильность, «карьерный лифт», социальные нормы, социальный опыт, инновационные образовательные технологии, самосохранительное поведение
Страницы: 73-80

Аннотация >>
Н. В. Гуляевская (Новосибирск)
Реконструкция российской системы высшего образования, присоединение России к Болонскому процессу изменяют требования к параметрам профессии, а значит, делают необходимой адаптацию студентов в учреждениях высшего образования. Поиск теоретических основ адаптации деятельности студентов подразумевает применение новых инструментальных процедур и социальных подходов.


12.
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБРАЗОВАНИЮ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРУЮЩЕГОСЯ ОБЩЕСТВА ЗНАНИЯ

В. В. Петров
Специализированный учебно-научный центр Новосибирского государственного университета
Ключевые слова: информационное общество, общество знания, количество и качество образования, информационно-коммуникационные технологии, многоуровневый подход к образованию
Страницы: 80-86

Аннотация >>
В статье анализируются инновационные подходы к образованию в условиях формирующегося общества, основанного на знаниях. Определена роль информационно-коммуникационных технологий в современном образовательном процессе, проведен комплексный анализ места и роли системы образования в современном обществе. Рассматриваются перспективы развития системы образования для формирования социально адаптивной личности, способной к дальнейшему интенсивному саморазвитию, развитию и созданию нового знания. Сделан вывод о том, что система образования с изменившимися социальными функциями может стать основой общества знания, которое находится в стадии становления и развития.


13.
СОВРЕМЕННОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НОВАЯ ПАРАДИГМА ТЕХНИКИ

А. А. Черняков
Сибирский государственный университет путей сообщения, nalex_68@ngs.ru
Ключевые слова: техническое образование, парадигма техники, элементаристская модель
Страницы: 86-91

Аннотация >>
Статья представляет собой попытку определить объективное онтологическое основание и главную причину развития технического образования. Устанавливается генетическая зависимость состояния технического образования от существования и смены той или иной парадигмы (модели) техники. Делается предположение, что для создания оптимальной модели технического образования необходима разработка новой модели техники. Обсуждаются некоторые недостатки современного технического образования, порождаемые «элементаристской» парадигмой и, как следствие, концепцией техники.


14.
ПРОБЛЕМНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ИННОВАЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

И. Б. Ардашкин
Томский политехнический университет, ibardashkin@mail.ru
Ключевые слова: организация образовательного процесса, проблемная методология, традиционная методология, инновационная деятельность, эвристические способности, ситуация неопределенности, личностная включенность
Страницы: 91-97

Аннотация >>
Цель статьи - рассмотрение сущности проблемной методологии как одного из путей инновационной организации образовательного процесса. Анализируются характеристики проблемной методологии. Уточняется, что проблемная методология ориентирует человека на работу в ситуации неопределенности, которая обучает его самостоятельности, эвристичности, независимости. Именно такие свойства необходимы для современного специалиста, которому предстоит работать в условиях модернизации российского общества, направленной на формирование инновационной установки развития. Автор выделяет особенности применения проблемной методологии в образовании, отмечает необходимость ее применения наряду с традиционной методологией организации образовательного процесса.


15.
СОЦИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА

Е. В. Головацкий1, Л. Л. Шпак2
1 Кемеровский государственный университет, xomaik@rambler.ru
2 Кемеровский государственный университет, shpack@kemsu.ru
Ключевые слова: образовательное пространство, регион, социальные ресурсы, регионализация, локализация ресурсов, мобильность ресурсов, ресурсный обмен
Страницы: 97-104

Аннотация >>
Подвижность границ образовательного пространства взаимосвязана с локализацией социальных ресурсов, а мобильность ресурсов выступает условием реорганизации образовательного пространства. Регионализация ресурсов рассматривается через взаимодействие субъектов. Авторы характеризуют парадоксы в изыскании, использовании и воспроизводстве ресурсов в образовательных целях на территории региона.


16.
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ С ПОЗИЦИИ БИОСФЕРОЦЕНТРИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Ю. В. Степанченко
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования, yuls-ko@mail.ru
Ключевые слова: интеграция содержания образования, глобальное сознание, биосфероцентрический подход
Страницы: 105-110

Аннотация >>
Процессы глобализации, неизбежно затрагивающие и сферу современного образования, вызвали необходимость нового мышления: человечество в своих действиях должно мыслить более широкими, планетными масштабами. Оно должно прийти к пониманию согласования всех своих действий, способных влиять на устойчивость главного источника жизнеобеспечения общества - глобальной экологической системы - биосферы, осознавать целостный характер этой системы и свою зависимость от нее как части от целого.


17.
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И. А. Золотухина
Барнаульский государственный педагогический университет, polugalova@mail.ru
Ключевые слова: технология учебной деятельности, индивидуальный стиль учебной деятельности, физическая культура
Страницы: 111-115

Аннотация >>
Настоящая статья имеет своей целью поиск и оптимизацию совокупности инновационных средств, форм и методов формирования индивидуального стиля учебной деятельности будущего педагога. Главная тема статьи посвящена раскрытию состояния данной проблемы в теории и практике системы профессиональной подготовки специалистов, а также изучению технологических предпосылок ее разработки. Обосновывается целесообразность использования физической культуры как средства формирования индивидуального стиля учебной деятельности будущего педагога. Автором представлены и проанализированы результаты экспериментального исследования разработанной и внедренной в реальный педагогический процесс технологии, доказывающие ее эффективность.


18.
УРОВЕНЬ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ: ДИДАКТИЧЕСКИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

М. С. Таранов
Курганский государственный университет, M-Taranov9@mail.ru
Ключевые слова: полипредметное обучение, диалогичность учебного процесса, открытая дидактическая среда, информатизация обучения, философские аспекты физических теорий, прагматизм обучения, агрегированные понятия
Страницы: 115-122

Аннотация >>
В статье рассматриваются предпосылки, условия и методы решения актуальной проблемы реализации философского обобщения знаний для естественнонаучного цикла дисциплин (в частности, физики), обеспечение преемственности школьного и высшего образования. Автор анализирует такие явления, как диалогичность учения, знания в структуре интеллекта и психология учебно-познавательной деятельности. Одна из целей статьи - расширение понятийного поля учебного предмета в новых информационных и технологических условиях.


19.
РАЗВИТИЕ ПАРАДОКСАЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ «МЯГКОЙ» МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ

Е. В. Ситнова
Ивановский государственный университет, sitnova66@mail.ru
Ключевые слова: методика физики, «мягкая» модель обучения, парадоксальность физического мышления, моделирование, парадокс
Страницы: 122-128

Аннотация >>
Одно из приоритетных направлений осуществления «мягкой» модели обучения физике направлено на развитие парадоксальности мышления. При таком подходе можно добиться эффективности и качества образования, развития творчески мыслящей личности. В статье рассматривается проблема модернизации и повышения качества физического образования путем развития парадоксальности мышления обучаемых, через использование физических парадоксов.


20.
НОВЫЕ ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННОМ АСПЕКТЕ

Ю. Е. Фигуровская
Новосибирское высшее военное командное училище (Военный институт), juberry45@yandex.ru
Ключевые слова: инновационная деятельность, партнерство, технопарк, образование и предпринимательство
Страницы: 128-135

Аннотация >>
В инновационном обществе система образования должна занять ключевую роль в деле формирования новой культуры, основанной на идее партнерства всех социальных субъектов. В качестве модели партнерства рассматривается технопарк, в деятельности которого каждый из субъектов партнерства (государство, бизнес, наука, образование), имея свою собственную сферу интересов, норм и правил, реализует новый вид социального взаимодействия.


21.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННО-ПРЕДМЕТНОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Т. В. Терешонок
Красноярский государственный аграрный университет, tereshonok72@bk.ru
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, образовательная среда, экопсихологический подход, персонализация
Страницы: 135-143

Аннотация >>
В статье анализируется проблема инновационного подхода к организации образовательной среды. На основе экопсихологического подхода рассматривается значение исследований способов оптимизации пространственно-предметного компонента образовательной среды, проводится попытка операционализации понятия «открытой» образовательной среды и определения персонализации среды как одного из главных ресурсов для развития личности.


22.
ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ*

Е. А. Елизова
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, paideia@mail.ru
Ключевые слова: инновация, пайдейя, гуманитарное образование, сетевое сообщество, гуманитарная практика, управление
Страницы: 144-150

Аннотация >>
В статье раскрывается понятие «инновация» в образовательной реальности; показано, что внедрение инновации требует интеграции научно-педагогических идей с практикой на основе образовательной программы. Раскрывается сущность концепции образовательной программы. Внимание акцентируется на роли программы в построении сетевого сообщества учреждений по созданию инновационной образовательной практики в регионе.


23.
К СУЩНОСТИ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ОНТОЛОГИИ1

Йосеф Шмайс
университет им. Масарика, smajs@phil.muni.cz
Ключевые слова: эволюционная онтология, природа и культура, деятельность и упорядоченность, порядок и информация
Страницы: 151-160

Аннотация >>
Эволюционная онтология отличается от традиционной во-первых, предметом; во-вторых, способом его интерпретации; в-третьих, общественной ролью. Предметом традиционной онтологии принято считать абстрактное понимание бытия. Предметом эволюционной онтологии, наряду с природным бытием, а также онтически оппозиционным бытием культурным, является его онтический конфликт с природой. Традиционная онтология трактовала природное бытие, исходя из предпосылки его стабильности, пассивности и обратимости; эволюционная онтология делает акцент на процессуальности, онтической активности и необратимости. Традиционная онтология по нашему мнению, представляет собой абстрактно академичную дисциплину и индивидуально утешающую рефлексию. В свою очередь, эволюционная онтология, которая открывает суть глобального экологического кризиса, может выполнять функцию общемировоззренческую и культурно-парадигматическую.


24.
ЦЕННОСТИ, ОЦЕНКА И ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ

Надежда Пелцова
Карлов Университет, nadezda.pelcova@centrum.cz
Ключевые слова: ценности, образование ценностей, сомнения, уважение, педагогика
Страницы: 161-168

Аннотация >>
В этой статье дается анализ фундаментальных вопросов ценностей, оценки и образования ценностей. Понятие «ценности» исследуются с исторической и систематической точек зрения. Выделены основные особенности образования ценностей.


25.
СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ

К. В. Науменкова
Институт фундаментальной подготовки Сибирского федерального университета, 0055a@mail.ru
Ключевые слова: правовое сознание, традиции и менталитет, специфика правового воспитания, правовой нигилизм
Страницы: 169-174

Аннотация >>
В современной России происходят динамичные изменения, связанные со структурной перестройкой всех систем общественных отношений и форм общественного сознания, что обусловлено процессом становления правового государства, который совпал с периодом мирового финансового кризиса. Проблемы формирования и развития правового сознания граждан особенно актуальны сегодня, так как одним из важнейших условий создания правового государства является высокий интеллектуальный уровень развития общества, его политическая и правовая культура. Цель данной статьи - показать специфику формирования отечественного правосознания, выявить существующие девиации, а также обозначить основные направления для дальнейших исследований, результаты которых должны помочь сформировать систему правового воспитания населения.


26.
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

М. Н. Шматков1, Р. Н. Шматков2
1 Сибирский государственный университет путей сообщения, mihnik2001@mail.ru
2 Сибирский государственный университет путей сообщения, srn-travel@mail.ru
Ключевые слова: качество образования, философия образования, высшее юридическое образование
Страницы: 174-178

Аннотация >>
В данной статье выполнен социально-философский анализ проблемы качества высшего профессионального образования в современных российских условиях (на примере высшего отечественного юридического образования). Показано, что качество образования отражает цели общества в каждый конкретный исторический период. Кроме этого, качество отечественного образования напрямую влияет на обеспечение национальной безопасности нашей страны. По мнению авторов, повышение качества отечественного образования является проблемой государственной важности.


27.
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Г. Н. Глиос
Алтайский филиал Московского государственного университета культуры и искусств, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: инновационные процессы, правовое сознание, переходный период, образовательная система, образование
Страницы: 179-185

Аннотация >>
Вступление современного российского общества и государства в глобальные трансформационные процессы коренным образом изменило характер и направление общественного развития. Процесс становления правового государства в России пришелся на период, названный переходным. Этот период для России означает трансформацию во всех сферах жизни общества, и, в первую очередь, правосознания. Реформирование системы образования современной России также оказалось вовлеченным в глобальные процессы. Поэтому, говоря о становлении правового сознания населения, следует иметь в виду именно те особенности трансформации, которые касаются концепций правосознания.


28.
ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Т. В. Мельникова
Сибирский государственный аэрокосмический университет им. акад. М. Ф. Решетнева, mtv-10@mail.ru, melnikova@sibsau.ru
Ключевые слова: правовой нигилизм, космическая модель мира, универсалистская модель мира
Страницы: 185-188

Аннотация >>
Статья посвящена исследованию понятия и причин правового нигилизма. Цель статьи - показать необходимость в процессе обучения правоведению способствовать формированию правосознания студентов высших и средних специальных учебных заведений, соответствующего определенной модели мира. Показано, что в соответствии с космической моделью мира в нормах права находят свою законченность внеправовые социальные нормы. В таком значении правовой нигилизм - это нигилизм по отношению как к нормам права, так и к внеправовым социальным нормам, которые находят свою законченность в нормах права, и, кроме того, нигилизм по отношению к социальным институтам, обеспечивающим реализацию норм права и внеправовых социальных норм.


29.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

А. С. Долгов
Новосибирский государственный университет экономики и управления, Alexd2004@yandex.ru
Ключевые слова: профессиональная культура студентов юридических специальностей, профессиональная культура юристов, мобилизационные технологии, уровни профессиональной культуры юристов
Страницы: 188-195

Аннотация >>
Целью данной статьи является рассмотрение модели формирования профессиональной культуры студентов вузов юридических специальностей с использованием мобилизационных технологий. Автор отмечает, что существующие теория и практика подготовки юристов в условиях современных реалий российского общества малоэффективны; назрела необходимость в выработке новых подходов к этой проблеме. В статье анализируется программа социопсихологического обеспечения мобилизации студентов юридических специальностей вузов, разработанная автором. В ее основу была положена новая образовательная парадигма как интегральная основа формирования профессиональных качеств студентов.


30.
ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ КАК ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. А. Корольков
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, a-korolкov@mail.ru
Ключевые слова: духовно-нравственное просвещение, инновационное образование
Страницы: 196-204

Аннотация >>
В статье исследуется духовная традиция русского просвещения как необходимый компонент модернизации образования. Модернизация противопоставлена модернизму, пренебрегающему традициями образования. Подчеркивается особый смысл русской интерпретации просвещения, существенно отличающейся от западной.


31.
АБСТРАКТНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ЭПОХУ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

Г. К. Сайкина
Казанский государственный университет, gusels@rambler.ru
Ключевые слова: «абстрактный человек», индивидуализация, идентичность и массовое общество
Страницы: 204-211

Аннотация >>
Цель статьи - выявить причины парадоксального характера современной индивидуализации, продуцирующей вместо индивидуальности абстрактного человека. Автором доказывается, что причинами абстрактности человека являются осуществление индивидуализации человека в отрыве от социальных традиций, интересов и появление «общества без социального» (без развитых социальных связей). Автор утверждает, что современная форма идентификации, позволяющая производить отождествления с любым человеком, становится механизмом «абстрагирования» человека, отличающимся от прежнего механизма нормирования. Обосновывается, что пределом абстрактности является массовое общество, которое одновременно находится по ту сторону всяких определений (абстракций).


32.
КРИЗИС И КУЛЬТУРА

В. И. Мурашов
главный редактор журнала «Культура здоровой жизни», vm_myrashov@mail.ru
Ключевые слова: кризис культуры, эволюционное назначение человека, национальная идея, антикризисные ресурсы, идея государства
Страницы: 211-220

Аннотация >>
Необходимость осознания глобального кризиса как дезинтеграции национальных социумов и мировой цивилизации, его глубинной причины, природы и средств преодоления вытекает из самой сущности человеческой жизни, знания законов своего бытия, смысла и эволюционного назначения, реальных условий и способа жизнедеятельности в соответствии с добытым знанием. На классическом философском языке это называется идеей жизни, которая представляет собой единство понятия как самосознательной истины и его внешнего, реального существования. Эта идея - абсолютный принцип преодоления кризиса, за логикой развития которого мы и должны проследить.


33.
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРНОГО АЛТАЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

А. И. Молчанова
Алтайский государственный университет, almol@ist.ru
Ключевые слова: православие и миссионерская деятельность, миссионерские школы, культурно-религиозное просвещение, религиозно-нравственное воспитание
Страницы: 220-225

Аннотация >>
В статье рассматривается начало миссионерской деятельности на Алтае, целью которой было культурно-религиозное просвещение коренного населения Горного Алтая, а также его приобщение к православным традициям. На основе архивных документов рассматриваются основные этапы образовательного процесса в миссионерских школах, являющихся центрами религиозно-нравственного воспитания. В школах преподавались закон божий, русская и славянская грамота, арифметика. Обучение детей велось на родном алтайском языке. Большое внимание в статье уделено архивным документам, в которых отмечаются последствия влияния христианства на сознание и образ жизни новокрещенных.


34.
РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ КНИГА И СТАНОВЛЕНИЕ ДУХОВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Л. Н. Чернышева
Новосибирский государственный педагогический университет, chln2inbox.ru@inbox.ru
Ключевые слова: русская философская книга, духовность современного человека, духовное развитие
Страницы: 225-230

Аннотация >>
В данной статье рассматривается роль и место русской философ-ской книги в духовной жизни человека и подчеркивается необходимость изучения феномена чтения для становления духовности современного поколения. Анализируются философские подходы к чтению в исторической ретроспективе и современное состояние проблемы. Отражено отношение научной общественности к проблеме морального состояния современной литературы. Книга рассматривается как источник самовоспитания и индивидуальной духовной жизни личности. По мнению автора, чтение философской книги способствует формированию мировоззрения, личностному росту и духовному развитию современного человека.


35.
СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Т. Ю. Микрюкова
Кемеровский государственный университет, psychology@kemsu.ru
Ключевые слова: инновационные программы, ценности культуры, субъект образования, личностная активность
Страницы: 230-236

Аннотация >>
Инновационная модель общества будет продуктивной и устойчивой лишь в том случае, если образование сможет опереться на базисный элемент своего развития - ценности культуры. Изучение активности человека с исторической точки зрения способствует формированию представления о культурно-исторических предпосылках становления современной личности. В данной работе автором рассматриваются мировоззренческие позиции субъектов, живших в различные исторические периоды и оказавших влияние как на современников, так и потомков. Человек здесь выступает как субъект психической активности, а значит, его мировоззрение косвенным образом меняет мировоззрение всех людей, и человечество в целом совершает скачок в своем развитии.


36.
ГУМАНИТАРНО-ЭТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ «КОНЦЕПТУАЛЬНОГО БАНКА» КУЛЬТУРЫ

Г. Д. Лихачев1, Г. Д. Лихачев2
1
2 Новосибирская государственная академия водного транспорта, gtf@nsawt.ru
Ключевые слова: диалог, гуманитарное знание, гуманитарное образование, гуманитарно-этическое основание образования
Страницы: 236-241

Аннотация >>
В данной статье рассматривается проблема гуманитарно-этического основания естественнонаучного и гуманитарного знания. Таким образующим основанием является своеобразный «концептуальный банк» культуры. Автор подчеркивает значимость диалога как инструмента научного исследования. Диалог понимается как обязательное концептуальное обсуждение каждого вопроса в ходе научного исследования.


37.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

П. А. Солкина1, П. А. Солкина2
1
2 Сибирский федеральный университет, p-solo_9@mail.ru
Ключевые слова: коллективистский тип общества и индивидуалистический тип общества, глобализация и духовно-нравственное воспитание
Страницы: 242-246

Аннотация >>
В данной статье предпринят анализ социально-философских теорий, отражающих актуальную тенденцию развития российского общества на пути от коллективизма к индивидуализму. Основная цель статьи - обозначить проблематику всеобщей разобщенности, упадка нравственных устоев, утраты идентичности государства в контексте общенационального масштаба. Анализируются деструктивная динамика влияния Запада, а также методологические истоки теории общинности, соборности и коллективизма. Автор утверждает, что духовно-нравственное воспитание позволит сохранить свою уникальность через осознание и совершенствование общественных отношений.


38.
ОБРАЗОВАНИЕ И ФИЛОСОФИЯ: ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Н. И. Макарова1
1Новосибирский электромеханический колледж транспортного строительства, 1grishina@mail.ru
Ключевые слова: образование, философия
Страницы: 246-254

Аннотация >>
В статье рассматривается исторический аспект преподавания философии как учебного предмета. Обращается внимание на то, что образование есть явление бытия или образ бытия, поэтому его необходимо рассматривать только с философских позиций. Выделяются различные направления философского анализа проблем образования как в историческом контексте, так и в современном.


39.
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОНТОЛОГИИ И АКСИОЛОГИИ В ВОСПИТАНИИ: ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ К СОЦИАЛИЗАЦИИ

Н. В. Наливайко1, Т. С. Косенко2, А. В. Наливайко3
1 Научно-исследовательский институт философии образования Новосибирского государственного педагогического университета, nnalivaiko@mail.ru
2 Научно-исследовательский институт философии образования Новосибирского государственного педагогического университета
3 Научно-исследовательский институт философии образования Новосибирского государственного педагогического университета
Ключевые слова: развитие и социализация, онтология и аксиология воспитания
Страницы: 254-265

Аннотация >>
Авторы статьи предприняли попытку исследования воспитания как процесса в его соотношении с таким онтологическим явлением, как развитие, а также проанализировали общее и особенное во взаимодействии онтологии и аксиологии в воспитании, обозначив тем самым путь воспитания через развитие к социализации. Постановка данных проблем обусловлена, с одной стороны, требованиями времени - кардинальными изменениями в развитии общества и самой системы воспитании, а с другой - потребностью в рефлексии над вопросами теории воспитания, остро нуждающейся сегодня в философском осмыслении и обосновании.


40.
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

М. П. Яценко
Сибирский федеральный университет, ymp1957@rambler.ru
Ключевые слова: историческая преемственность, интеграционные процессы, глобализация, национальные ценности, взаимодействие цивилизаций, «страны второго и третьего мира», историческое познание, информационное общество
Страницы: 265-270

Аннотация >>
Автор исходит из того факта, что трансформация, которую несет в себе глобализация, вызывает необходимость в адекватной оценке специфики аксиологических особенностей, характеризующих исторические традиции социума, что играет решающую роль в формировании целост-ного социокультурного мировоззрения.
Аксиологическое содержание исторического познания в современных российских условиях позволяет обозначать национальные ценности, которые находят актуальное социально-политическое выражение в определении национальных интересов и конкретизируются в национальных целях. Таким образом, можно говорить о включенности исторического познания в сферу национальной безопасности России.


41.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ГЕНДЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. А. Демиденко
Новосибирский государственный технический университет, gaidar.77@mail.ru
Ключевые слова: гендерное образование, гендерная теория, гендерное преподавание, инновации, субъект социальных отношений, гендерный субъект
Страницы: 270-276

Аннотация >>
Реформирование российского образования призвано способствовать улучшению его качества и развитию человеческого потенциала. С социально-философской точки зрения, инновации в образовании являются средством и способом развития института образования, который должен обеспечить формирование субъекта социальных отношений в соответствии с новыми реалиями. В статье показаны возможности, которые открывает освоение гендерной теории в плане формирования субъекта. Проанализирован вклад гендерного подхода в содержание учебных программ и методы преподавания.