Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

2009 год, номер 3

1.
КОНСТРУИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ВАРИАНТА ОБРАЗОВАНИЯ

В. И. Кудашов
Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел России, vkudashov@mail.ru
Ключевые слова: образование переходной эпохи, инновационный вариант образования, инновационные и социокультурные процессы в обществе
Страницы: 5-9

Аннотация >>
Статья посвящена анализу современного инновационного образования. В рамках создания инновационного варианта образования важнейшими задачами государственного и корпоративного администрирования, по мнению автора, являются управление наукой, познанием, установление соразмерности между инновационными и социокультурными процессами в обществе.


2.
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ТРАНСФОРМАЦИИ СОЗНАНИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

С. А. Храпов
Астраханский государственный университет, Psychoan21@yandex.ru
Ключевые слова: инновационные процессы, инновационные технологии, система образования, трансформация, сознание российского общества
Страницы: 10-16

Аннотация >>
В статье раскрывается сущность инновационных процессов в системе образования в контексте трансформации сознания российского общества. Главное внимание уделяется изучению влияния искаженных образов инноваций и стилей их внедрения, зафиксированных в сознании российского общества, на деструктивные процессы в системе образования. Вклад автора состоит в определении сопряженности деструктивных тенденций сознания российского общества и проблем становления инновационного образования.


3.
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

Е. А. Пушкарева
Научно-исследовательский институт философии образования Новосибирского государственного педагогического университета, pushkarev73@mail.ru
Ключевые слова: инновационное развитие, интеграция образования и науки, исследовательский университет, социальные системы образования и науки
Страницы: 16-20

Аннотация >>
Статья посвящена анализу современных тенденций инновационного развития и взаимодействия современных социальных систем образования и науки. Экономический аспект интеграции науки и образования раскрывается, с одной стороны, с позиций взаимодействия научно-образовательной и производственной сфер, а с другой - с позиций инновационного развития научно-образовательной сферы.


4.
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФИКТИВНЫЙ ТОВАР И КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ: ЭКОНОМСОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КРИТИКА

Е. С. Фидря
Северо-Восточный государственный университет, efidrya@rambler.ru
Ключевые слова: образование, фиктивный товар, культурный капитал
Страницы: 20-28

Аннотация >>
В статье обсуждается вопрос о платности образования с позиции перспектив экономической социологии. Рассматривается степень допустимой коммодификации образования и предпринимается попытка вывести его за пределы рыночных отношений. При помощи понятий «фиктивного товара», введенного К. Поланьи, и «культурного капитала» П. Бурдье анализируются природа образования и его свойства, способы и условия передачи и воспроизводства, а также рассматриваются возможные социальные последствия его коммерциализации. Доказывается невозможность отчуждения, непосредственного приобретения и обращения образования на рынке.


5.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ОНТОЛОГИИ МОДЕЛИ КАЧЕСТВА ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Р. Н. Шматков
Сибирский государственный университет путей сообщения, srn-travel@mail.ru
Ключевые слова: качество образования, инновационное образование, философия качества, социальная эффективность образования
Страницы: 28-36

Аннотация >>
В настоящее время отсутствует единое понимание понятия «качество образования» среди ученых, политических деятелей, государственных организаций и общественных объединений. Кроме этого, нет четких определений этого понятия в отечественных нормативных документах, что в значительной степени затрудняет саму процедуру принятия мер по улучшению качества образования. В данной статье рассматриваются наиболее известные подходы к построению модели качества инновационного образования, способствующие формированию более ясного представления о понятии «качество образования». Проблематика указанного исследования чрезвычайно актуальна, поскольку повышение качества отечественного образования является проблемой государственной важности, напрямую связанной с обороноспособностью нашей страны и безопасностью во всем мире.


6.
ОБРАЗОВАНИЕ: «КАЧЕСТВО» И «ИННОВАЦИИ»

В. В. Бобров
Институт философии и права СО РАН, secretar@philosophy.nsc.ru
Ключевые слова: образование, качество, инновации, знания, умения, навыки
Страницы: 37-48

Аннотация >>
В статье показана связь между пониманием содержания понятий «образование», «качество» и «инновации» с практическими действиями людей в сфере образования. Сделаны выводы о необходимости обеспечения соответствия транслируемого в учебных заведениях содержания образования знаниям, умениям и навыкам, востребованными практикой.


7.
ОБРАЗОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИЙ И НОВАЦИЙ

С. П. Дуреев
Красноярский институт экономики Санкт-Петербургской академии управления и экономики, serge@krkime.com
Ключевые слова: человек, сознание, образование, общество, идеология, деятельность, управление
Страницы: 48-54

Аннотация >>
В статье рассматривается проблема воспитания и образования человека. Онтологической основой человеческого способа существования остаются отношения познания и преобразования действительности. Благодаря таким отношениям человек постигает сущее как целое. Индивидуализация отношений способствует развитию индивидуальной сущности человека, формированию его личностного и профессионального потенциала, которые найдут свое отражение в общественных отношениях. Поэтому существенным основанием совершенствования общества является система непрерывного образования и формирования личности. Важным условием развития и совершенствования российского общества является исторически сложившаяся система воспитания личности и отечественная школа образования как постоянно действующая матрица, на которой народ воспроизводится в каждом новом поколении. Такая система создает условия для саморазвития, самопроявления сущностных сил самой сложной социальной системы и каждого человека в отдельности.


8.
ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ

А. Б. Бакурадзе
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, bondovich@mail.ru
Ключевые слова: ценности организационной культуры, индивидуализм, коллективизм, дистанция власти, неопределенность, мужественность, женственность, долгосрочная ориентация, краткосрочная ориентация, инновация, управление инновационными процессами
Страницы: 55-62

Аннотация >>
Целью данной статьи является рассмотрение влияния различных ценностей организационной культуры на характер инновационных процессов в образовательных учреждениях. Автор отмечает, что ценности определяют установки работников относительно принятия инноваций, желания внедрять новое в образовательный процесс. В статье подробно анализируется влияние параметров ценностного ядра организационной культуры образовательного учреждения: соотношения между индивидуализмом и коллективизмом, дистанции власти, приятия или неприятия неопределенности, соотношения между мужественностью и женственностью, долгосрочной или краткосрочной ориентацией на инновационные процессы.


9.
ФЕНОМЕН ОГРАНИЧЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Ю. С. Лобанов
Омский государственный педагогический университет, Lobanov-y@mail.ru
Ключевые слова: нюансная культура, концептная культура, культурное ядро
Страницы: 62-69

Аннотация >>
В статье рассматриваются вопросы существования границ культурной деятельности в аспекте их диалектической связи с феноменом формирования содержания образования. В связи с сущностной разницей процесса порождения и функционирования границ культурной деятельности в разных культурах в статье выделено два принципиально различных способа ограничения деятельности. Эти способы обосновываются как основа для классификации культур по типу их ограниченности. В центре внимания автора статьи - вопрос о различном содержании духовной деятельности. Духовная культура рассмотривается в трех ее основных аспектах: смыслопорождающем, социальном и личностно-духовном.


10.
КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА ТРАДИЦИЙ И НОВАЦИЙ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

С. М. Цыплаков1, Д. А. Цыплакова2
1 Новосибирский государственный университет, tsypl@ngs.ru
2 Новосибирский государственный университет, tsypl@ngs.ru
Ключевые слова: традиция и новация, культурная динамика, субъектный подход, объектный подход, образовательный аспект
Страницы: 70-75

Аннотация >>
Статья посвящена образовательному аспекту взаимодействия традиций и новаций в культуре. Цель статьи - обозначить связь традиций и новаций с образовательной сферой. Эта связь прослеживается через два основных подхода к осмыслению традиций - субъектный и объектный. Проводимое в их рамках осмысление диалектики традиций и новаций позволяет раскрыть связь культурной динамики с институциализацией образовательной области в содержательных аспектах, проследить творческое начало культурных новаций. Отсюда проистекает связь новаций и мировоззрения. В статье указывается, что новации, отражающие мировоззренческие трансформации, закрепляются посредством системы образования в механизме культурной трансляции.


11.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СПОСОБА АДАПТАЦИИ К ГЛОБАЛЬНЫМ ВЫЗОВАМ

М. Н. Шматков1, Р. Н. Шматков2
1 Сибирский государственный университет путей сообщений, mihnik2001@mail.ru
2 Сибирский государственный университет путей сообщений, srn-travel@mail.ru
Ключевые слова: гуманитарное образование, инновационное образование, адаптация, информатизация, гуманизация, гуманитаризация, модернизация, унификация образования
Страницы: 75-83

Аннотация >>
В статье выполнен анализ основных современных тенденций развития российского инновационного гуманитарного образования с точки зрения адаптации системы образования к новым условиям существования общества. Рассмотрены предпосылки современного состояния системы образования, тенденции гуманизации, гуманитаризации, модернизации, коммерциализации, информатизации образования. Отдельное внимание уделено инновационному юридическому образованию. Предложен дифференцированный подход к понятию адаптации в сфере инновационного образования и социальных систем.


12.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Т. А. Рубанцова1, Е. А. Крутько2
1 Сибирский государственный университет путей сообщений, gpd@stu.ru
2 Сибирский государственный университет путей сообщений, krutko@ngs.ru
Ключевые слова: бездомность, безнадзорный ребенок, беспризорные дети, семья, находящаяся в социально- опасном положении, защита прав и интересов ребенка, профилактика, раннее вмешательство, объективные и субъективные факторы
Страницы: 83-89

Аннотация >>
Проблема детской безнадзорности и бездомности становится все более актуальной в современном обществе. Тенденция возрастания количества бездомных детей прослеживается не только в развивающихся странах, но и в высокоиндустриализованных государствах. В данной статье дается социально-философский анализ субъективных и объективных причин возникновения данной проблемы. Анализируется отличие понятий «беспризорный» и «безнадзорный», выявляются причины возникновения и роста безнадзорности и беспризорности в современном обществе. Разрабатываются пути решения данной проблемы, направленные на сокращение и в перспективе ликвидацию детской безнадзорности и беспризорности.


13.
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ю. В. Пушкарев1, О. А. Латуха2
1 Научно-исследовательский институт философии образования Новосибирского государственного педагогического университета, pushkarev73@mail.ru
2 Новосибирский государственный медицинский университет, latucha@mail.ru
Ключевые слова: инновационная деятельность университета, исследовательский университет, инновационный процесс, инновационные технологии
Страницы: 89-93

Аннотация >>
В современных сложных социально-экономических условиях приоритетным направлением развития сектора высшего образования в России становится развитие инновационной деятельности как перспективного решения различного рода задач, поставленных перед университетами.


14.
ОБРАЗОВАНИЕ В НОВОМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ

Изабелла Сабо
Чикагский университет, isabau@niu.edu
Ключевые слова: непрерывное образование, интерактивное образование, информационные технологии, Интернет, онлайновые курсы
Страницы: 94-98

Аннотация >>
В статье рассматриваются вопросы непрерывного образования с использованием дистанционного обучения, он-лайновых курсов; изучаются образовательные возможности и ресурсы сети Интернет.


15.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАДРОВ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

М. И. Ананич
департамент науки, инноваций, информатизации и связи Новосибирской области, anmi@obladm.nso.ru
Ключевые слова: система инновационного образования, технопарковая идеология, инновационная среда региона
Страницы: 99-106

Аннотация >>
В статье анализируется проблема реализации идеи технопарков в Новосибирской области, которая предполагает существование развитой университетской системы в регионе. Система образования, по мнению автора, является одной из важнейшей составляющей, определяющей конкурентоспособность региона, формирующей его современную инновационную среду.


16.
ИННОВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ДИСКУССИОННЫХ ВОПРОСОВ ИСТОРИИ

В. И. Варющенко1, О. В. Гайкова2
1 Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, rusa nova@nipkipro.ru
2 Новосибирский государственный педагогический университет, varvic47@mail.ru
Ключевые слова: историографическая версия, дискурс, легитимность, научность, плюрализм, субъективность
Страницы: 107-114

Аннотация >>
Статья акцентирует внимание работников системы образования на одном из возможных инновационных путей модернизации современного исторического образования. Историография как обязательный элемент содержания исторического образования требует профессионального рассмотрения теоретических и эмпирических уровней исторического знания, углубления компетентности в сфере гносеологии. Авторы отмечают целесообразность изучения дискуссионных вопросов, выделяя элементы понятия «дискуссионные вопросы исторической науки», уровни их познания, и осуществляют отбор философских, историко-методологических критериев содержания дискуссионных вопросов.


17.
ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ НА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ

О. В. Шаляпин
Институт искусств Новосибирского государственного педагогического университета, Shalyapin55@mail.ru
Ключевые слова: инновационные модели обучения академической живописи, развитие интеллектуальных умений учащихся, принципы программированного обучения
Страницы: 114-121

Аннотация >>
В статье обсуждается вопрос об инновационных моделях обучения, которые помогут перевести учебный процесс на принципиально иной уровень. Согласно этой модели, особое внимание в освоении творческой деятельности должно уделяться целенаправленному развитию у учащихся интеллектуальных умений, которые будут способствовать максимальной осознанности и осмысленности живописного процесса. В статье рассматривается возможность использования принципов программированного обучения в академической живописи. Инновационные методики обучения в высших учебных заведениях призваны выявлять перспективные цели, достижение которых будет способствовать повышению уровня преподавания в новых условиях функционирования вузов страны.


18.
ПРОФЕСИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ВУЗЕ

О. В. Шмакова
Новосибирский государственный педагогический университет, shmakovs@online.nsk.su
Ключевые слова: профессиональная социализация, профессиональное образование, самореализация, деловое иноязычное общение, образовательная среда
Страницы: 121-128

Аннотация >>
В статье рассматриваются сущность и характеристики профессиональной социализации как социокультурной составляющей профессионального образования, позволяющей личности продуктивно реализовать себя в условиях современного информационного общества, сохраняя собственную индивидуальность. Приводятся результаты опытно-экспериментальной работы по осуществлению профессиональной социализации будущего специалиста в вузе средствами гуманитарной дисциплины.


19.
РЕФОРМИРОВАНИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О. В. Цигулева
Новосибирский институт экономики и менеджмента, oltsiguleva@yandex.ru
Ключевые слова: модернизация, негосударственный вуз, Болонская декларация, европейская система высшего образования, академическая мобильность
Страницы: 128-134

Аннотация >>
В статье рассматриваются негосударственные вузы как важный компонент системы высшего образования Российской Федерации. Автор поднимает проблемы, с которыми сегодня сталкивается негосударственный сектор высшего образования. Рассматривается академическая мобильность студентов и преподавателей как одно из основных условий модернизации образовании; обсуждается вывод о том, на какие ключевые аспекты необходимо негосударственной школе делать акцент, чтобы выжить в условиях конкуренции. Предлагаются альтернативные пути повышения академической мобильности негосударственного сектора высшей школы.


20.
ИННОВАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: СИТУАТИВНО-ТЕЗАУРУСНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Л. П. Кистанова
Сочинский государственный университет туризма и курортного дела, kist07@mail.ru
Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетентность, тезаурусные структуры, речевые функции общения, педагогические технологии
Страницы: 135-145

Аннотация >>
В статье рассматривается структура иноязычной коммуникативной компетентности как ключевой в образовательном процессе подготовки будущих специалистов, что позволяет с определенных теоретико-концептуальных позиций уточнить логико-содержательную основу подготовки специалиста к профессиональному общению на иностранном языке.


21.
ФИЛОСОФСКО-ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ СПЕЦИАЛИСТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С. В. Шлегель
Алтайский филиал Московского государственного университета культуры и искусств, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: концептуальная модель специалиста профессионального экономического образования, экономическая личность, экономическое поведение, экономический экоцентризм
Страницы: 145-153

Аннотация >>
Цель статьи - представить концептуальную модель специалиста высшего профессионального экономического образования XXI в. Рассматриваются теоретико-методологические основания формирования модели специалиста высшего профессионального экономического образования, опирающейся на принципы философии образования. Основу модели составляют деятельностный подход, принцип оптимальности в деятельности экономиста-профессионала, а также холисти- ческий подход к содержанию личностных характеристик субъекта. Ведущее значение уделяется формированию гармонично развитой экономической личности специалиста.


22.
О КОНТРОЛЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В РАМКАХ АДАПТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

Е. В. Смирнова
Новосибирская государственная академия водного транспорта, kred@ad-sbras.nsc.ru
Ключевые слова: качество обучения, адаптивная система, педагогический мониторинг
Страницы: 154-156

Аннотация >>
В статье предложены корректирующие возможности адаптивной системы обучения математике студентов технического вуза в соответствии с результатами контроля качества математической подготовки.


23.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: ОТ КЛАССИЧЕСКОЙ К НЕКЛАССИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

О. В. Зиневич
Новосибирский государственный технический университет, ozinevich@ngs.ru
Ключевые слова: высшее образование, инновационный потенциал, компетентностный подход, постнеклассическая рациональность, множественная субъективность
Страницы: 157-164

Аннотация >>
В статье рассматриваются условия внедрения компетентностного подхода в российское и европейское высшее образование. Показано, что инновационный потенциал компетентностного подхода может быть реализован в рамках неклассической модели образовательного процесса, в основе которой лежит концепт о непрерывно изменяющейся, множественной субъективности. Концепт множественной субъективности является альтернативой как классическому представлению о субъекте - автономной целостности с неизменными сущностными характеристиками, так и попыткам постмодернисткой дезинтеграции субъекта.


24.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е. А. Самойлов
Институт математики, физики и информатики Самарского государственного педагогического университета, evge-samojlov@yandex.ru
Ключевые слова: управление организационными системами, компетентность, компетенция, компетентностно ориентированное образование
Страницы: 165-173

Аннотация >>
В статье ставится цель обосновать с социально-экономической точки зрения концепцию компетентностно ориентированного образования как альтернативы традиционному образованию в информационном обществе. Анализируя три стадии развития современной цивилизации, автор показывает, что информационному обществу присущи качественно своеобразные черты, которые побуждают человечество искать эффективные способы для самоорганизации и выживания. Использование в сфере производственных и социальных отношений, в системе образования таких характеристик субъекта, как компетентность и компетенции, призвано стимулировать развитие значимых сегодня личностных качеств - духовности, сотрудничества, лидерства, новаторства, нацеленности на эффективную деятельность с учетом общечеловеческих ценностей.


25.
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

З. А. Александрова
Куйбышевский филиал Новосибирского государственного педагогического университета, alexandrovaza@mail.ru
Ключевые слова: модернизация образования, компетентностный подход, компетенция, компетентность, ключевые компетенции
Страницы: 174-181

Аннотация >>
В статье представлен компетентностный подход как очередной этап обновления содержания образования, введенного в научный оборот в связи с поиском путей модернизации российского образования. Рассмотрены социально-философские аспекты данного подхода. Раскрыты теоретические и историко-педагогические предпосылки компетентностного подхода. Очерчен круг понятий компетентностного подхода: «компетенция»/ «компетентность». Выявлена необходимость формирования ключевых компетенций на всех этапах процесса обучения и на всех учебных предметах, в том числе и на уроках геометрии основной школы. Их наличие необходимо не только учащемуся для успешного обучения, но и взрослому человеку в течение всей жизни для продуктивной профессиональной деятельности, для самореализации, для выстраивания взаимоотношений с людьми.


26.
КОММУНИКАТИВНАЯ ДИДАКТИКА В СОВРЕМЕННОМ ИННОВАЦИОННОМ АСПЕКТЕ

Е. . Гребенкин
Новосибирский государственный педагогический университет, rusforscher@mail.ru
Ключевые слова: конфликт, коммуникация, конфликтное взаимодействие, конфликтные ситуации, урегулирование конфликтов, медиация
Страницы: 182-188

Аннотация >>
Данная статья посвящена значению коммуникаций и коммуникативной дидактики в рамках педагогического конфликта, проблеме обучения педагогов методам и приемам разрешения конфликтов в учебном процессе и межличностных коммуникациях, выбору стратегии и тактики поведения педагогов в конфликтной ситуации.


27.
ПАРАДИГМА КОММУНИКАТИВНОГО АСПЕКТА ОБРАЗОВАНИЯ

В. А. Жилина
Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, vera-zhilina@yandex.ru
Ключевые слова: образование свобода, идеология, бытие, человек, философия, деятельность
Страницы: 189-195

Аннотация >>
По мнению автора, в основе возникновения и развития всех самостоятельных духовных образований лежат идеологические процессы. Идеология всегда отражает сопоставление экзистенции и свободы, общего и индивидуального, гармонии и стихийности в человеческом бытии. Цель статьи - анализ сущности идеологии, в частности, через компоненты ее содержания. Проанализированы особенности содержания и форм философского мировоззрения. На основании такого анализа вскрыт реальный процесс взаимодействия идеологии с формами образования.


28.
СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИННОВАЦИИ

В. А. Куклев
Ульяновский государственный технический университет, v_kuklev@gmail.com
Ключевые слова: инновация, мобильное обучение, мобильный учебник, формы мобильного обучения, среда обучения
Страницы: 196-204

Аннотация >>
В работе представлены результаты исследования нового научного знания о мобильном обучении; раскрыты компоненты средств мобильного обучения; приведена их авторская классификация; введено понятие «мобильный учебник»; выделены специфические формы мобильного обучения: изучения учебного материала, общения, контроля, выполнения практических заданий; особое внимание уделено технологиям, определяющим внедрение мобильного обучения.


29.
ДИАЛОГ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИЙ И НОВАЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Т. С. Косенко1, Н. В. Наливайко2, В. И. Панарин3
1 Научно-исследовательский институт философии образования Новосибирского государственного педагогического университета, nnalivaiko@mail.ru
2 Научно-исследовательский институт философии образования Новосибирского государственного педагогического университета, журнал «Философия образования», ГОО «Новосибирское философское общество», nnalivaiko@mail.ru
3 администрация Новосибирской области, Kav@obladm.nso.ru
Ключевые слова: диалог, воспитание, традиции, новации, глобализация
Страницы: 204-211

Аннотация >>
Рассуждая о диалоге, как об условии развития современного воспитания, авторы приходят к мнению, что в современном обществе диалог можно трактовать - как путь к социализации личности и, - как преодоление глобального кризиса в современном мире. Поскольку в очередной раз был нарушен диалог поколений, который произошел в связи с коренной ломкой представлений о воспитательных ценностях и установках, что не могло не привести к катастрофическому состоянию воспитательной системы, не преодоленному и по настоящее время.


30.
СИСТЕМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ: МОДЕЛИ, ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

А. Д. Герасёв1, Л. А. Барахтенова2
1 Новосибирский государственный педагогический университет, rector@nspu.net
2 Новосибирский государственный педагогический университет
Ключевые слова: иерархическая модель системного управления, теория управления, качество подготовки, образовательное учреждение
Страницы: 212-216

Аннотация >>
Показано, что системное управления учебным процессом основано на иерархической модели, разработанной с учетом требований теории систем и теории инновационного менеджмента. Основные проблемы ее реализации обусловлены разнообразием категорий потребителя, спецификой условий регионального рынка труда и необходимостью разработки механизмов управления по результатам через управление качеством подготовки.


31.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Ю. И. Дубровин
Сибирский институт международных отношений и регионоведения, simor@simor.ru
Ключевые слова: методологические принципы, системный подход, ситуационный подход, поэтапное реформирование, технологии управления, информационный менеджмент, «электронное правительство», техногенные риски
Страницы: 216-223

Аннотация >>
В европейской политической науке наиболее влиятельным теоретико-методологическим подходом к административно-государственным реформам считается концепция М. Вебера, в которой проводится четкое разграничение сферы политики и сферы государственного администрирования. Такой подход позволяет рассматривать административные реформы в чисто функциональном плане, отдельно от политических дискуссий и политической борьбы. Вторым наиболее важным теоретико-методологическим подходом к современным административным реформам можно считать системный подход. Он позволяет рассматривать административно-государственное управление как целостную систему с присущими ей элементами, структурами и функциями, а административные реформы - как системные нововведения. Важным дополнением к системному подходу стал в европейских реформах ситуационный подход, который в процессе административных реформ рассчитан на тщательный анализ конкретной управленческой ситуации с целью ее планового изменения в определенную сторону. Современные европейские исследователи выделяют еще несколько основных принципов реформирования государственного управления в развитых странах Европы, а именно: принцип эволюционного развития - ориентация на последовательное, поэтапное реформирование, а не на «шоковую терапию»; ориентация на новые современные технологии управления; современное информационное обеспечение управления; контроль общества над государственным управлением.


32.
КОМПЬЮТЕРНАЯ ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С. В. Шихов
Уральский институт государственной противопожарной службы МЧС России, shihova_julia@pm.convex.ru
Ключевые слова: иллюзия, виртуальная модель, игра, дефицит реальности, виртуальная панорама
Страницы: 224-232

Аннотация >>
Целью данной статьи является исследование возможностей компьютерной виртуальной реальности для использования в системе военного образования на фоне меняющегося облика современной войны. Среди за
трагиваемых проблем можно выделить следующие: взаимосвязь образовательных и военных компьютерных технологий на современном этапе развития общества; восполнение дефицита реальности посредством компьютерной симуляции; стирание различий между войной и игрой в войну. Большинство статей о применении систем компьютерной виртуальной реальности посвящено виртуальным симуляторам и их использованию в процессе подготовки военных специалистов к практическим действиям на поле боя. В нашей работе на основе материалов из открытых источников рассмотрен более широкий спектр возможного применения технологий виртуального моделирования, как в системе военного образования, так и на различных этапах высокотехнологичной войны.


33.
О НЕОБХОДИМОСТИ ИЗУЧЕНИЯ СУБКУЛЬТУРЫ СПЕЦПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СИЛОВЫХ СТРУКТУР В ВОЕННЫХ ВУЗАХ

А. В. Лукьянова
главное управление внутренних дел по Алтайскому краю, lukyanova.alex@gmail.com
Ключевые слова: спецподразделение, субкультура, офицерский корпус, профессиональные коллективы, экстремальные условия, профессиональная подготовка, ценности, нормы
Страницы: 233-239

Аннотация >>
В статье показана значимость изучения субкультуры спецподразделений представителями офицерского корпуса, призванного осуществлять командование данными служебными коллективами. Основное внимание в работе уделяется основным факторам профессиональной деятельности, способствующим образованию субкультуры спецподразделений. Автором доказана целесообразность понимания будущими офицерами смыслового содержания субкультуры служебных коллективов, его влияния на эффективность управления, профессиональную подготовку и реорганизацию спецподразделений силовых структур.


34.
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

Д. А. Гриднев
Уральский государственный технический университет (УПИ), Уральская академия государственной службы, jull_80@maill.ru
Ключевые слова: военное образование, реформы, социологическое исследование, социальные и материальные проблемы
Страницы: 239-246

Аннотация >>
В статье на основе структурного функционального анализа проанализирована суть реформ военного образования в современной России. В подтверждение приводятся факты социологического исследования, которые отражают проблемы военного образования. В период модернизации военного образования администрация принимает новые реформы для успешной реализации поставленных задач.


35.
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВОЕННО- ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

В. В. Кольга1, А. С. Тимохович2
1 Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева, kolga@sibsau.ru
2 Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева, TAStepanich@yandex.ru
Ключевые слова: военное профессиональное образование, современная система подготовки офицеров, организация военной подготовки в техническом вузе
Страницы: 246-251

Аннотация >>
Статья посвящена организации военной подготовки в техническом вузе. В ней показаны проблемы и противоречия современной системы подготовки офицеров, изучен исторический опыт развития военного образования в России, представлена система военного образования подготовки офицеров-ракетчиков в Сибирском государственном аэрокосмическом университете имени академика М.Ф. Решетнева, (военное профессиональное образование, профессиональная педагогика).