|
|
Array
(
[SESS_AUTH] => Array
(
[POLICY] => Array
(
[SESSION_TIMEOUT] => 24
[SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
[MAX_STORE_NUM] => 10
[STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
[STORE_TIMEOUT] => 525600
[CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
[PASSWORD_LENGTH] => 6
[PASSWORD_UPPERCASE] => N
[PASSWORD_LOWERCASE] => N
[PASSWORD_DIGITS] => N
[PASSWORD_PUNCTUATION] => N
[LOGIN_ATTEMPTS] => 0
[PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
)
)
[SESS_IP] => 3.92.96.247
[SESS_TIME] => 1711648036
[BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
[fixed_session_id] => 1add7b1445ff65ffc0543784ede865b1
[UNIQUE_KEY] => a9b1a61dfcddf702d8ad8ff8da1c3605
[BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
(
[LOGIN] =>
[POLICY_ATTEMPTS] => 0
)
)
2007 год, номер
Ларичев В.Е.
Ключевые слова: гравюра, мамонт, Мальта, знаковые записи, астроархеологические методы, происхождение искусства.
Страницы: 3-6
Аннотация >>
Эта статья астроархеологической направленности посвящена расшифровке изображения и знакового текста, нанесенных на плитку из бивня мамонта (около 24 тыс. лет назад). Автору удалось воссоздать утраченную часть знаковой записи (ее правильное окончание), восстановить систему лунного и солнечного времени исчисления и определить дату Нового года (осеннее равноденствие). Согласно мнению автора, мамонт символизировал собой самое холодное время года – от последней декады ноября до последней декады марта, кануна весеннего равноденствия. Результаты астроархеологического (нумерологического, астрономического и календарного) методов исследования палеолитического искусства Сибири свидетельствуют о недостаточности традиционных оценок информационного смысла изображений, созданных первобытным человеком, а также показывают ошибочность мнений, преобладающих в исследованиях по древнему каменному веку, о происхождении искусства.
|
Алкин С.В.
Ключевые слова: Сишуйбо, Хэнань, Северный Китай, неолит, погребальный обряд.
Страницы: 7-12
Аннотация >>
Статья посвящена культовому комплексу неолитической эпохи на археологическом памятнике Сишуйбо в Северном Китае (провинция Хэнань). В его составе несколько одиночных и коллективных погребений, выполненных по обряду первичного или вторичного захоронения. Уникальной частью погребального обряда являются фигурные выкладки из раковин речных моллюсков, изображающие мифических и реальных животных (тигр, дракон, рыба и др.), которые маркируют сакральное пространство в соответствии с принципами восточно-азиатской натурфилософии. Анализ пространственной организации могил и знаковой структуры погребального обряда позволяет ставить вопрос о возможности изучения на базе археологических источников одного из ранних этапов развития ханьской (и шире – восточно-азиатской) духовной культуры, о глубине неолитических (6000–7000 лет назад) базовых космологических понятий, оказавших определяющее влияние на формирование традиционной культуры народов Восточной Азии.
|
Зольникова Н.Д.
Ключевые слова: рукописи, старообрядческая литературная традиция, миграция.
Страницы: 13-20
Аннотация >>
Автор продолжает начатый ранее (Гуманитарные науки в Сибири, 2006, № 3, с. 18–23) анализ собрания рукописей А.П. Переваловой, переданного в собственность Института истории СО РАН. Рассмотренные в статье памятники не принадлежат к старообрядческой традиции, являясь результатом творчества представителей Русской Православной Церкви или отколовшихся от нее в ХХ в. направлений. Но эти произведения имеют некоторые общие черты со старообрядческой литературой, поскольку также создавались в народно-православной среде.
|
Матханова Н.П.
Ключевые слова: сибирская мемуаристика, основные версии, сибирские мемуаристы.
Страницы: 21-25
Аннотация >>
В статье представлены основные характеристики сибирских мемуаров, написанных в 1951–1900 гг. (автобиографии, воспоминания, дневники, путевые заметки). Выявлены их общее число (624) и параметры количественного роста. Кроме того, установлены авторы 578 произведений и их социальное и профессиональное происхождение. Выяснилось, что основная часть мемуаристов происходила из духовенства. Определено соотношение основных версий мемуаров, наиболее распространенные темы.
|
Журова Л.И.
Ключевые слова: Максим Грек, Румянцевское, Хлудовское, Соловецкое, Поморское собрания.
Страницы: 26-35
Аннотация >>
В статье изложена история текста сочинения Максима Грека «Словеса против Иоанна Людвига Вивеса». Определены отношения между авторскими собраниями сочинений писателя: Румянцевским и Хлудовским (середина XVI в.) Выделен и описан этап бытования текста в составе Соловецкого собрания (вторая половина XVI в.), которое было положено в основу формирования Поморского собрания (начало XVIII в.). Последние своды оказали большое влияние на сибирскую книжную культуру. Отмечены особенности рецепции «Словес» русским населением Сибири.
|
Чернышева Н.К.
Ключевые слова: святой Иннокентий, Иркутск, рукописная и книжная традиция.
Страницы: 36-39
Аннотация >>
В статье рассматриваются рукописная и книжная традиции, связанные с почитанием первого иркутского святого святителя Иннокентия, их взаимодействие и соотношение в течение XIX – начала XX в.; затрагивается вопрос об их трансформации в условиях советской власти.
|
Жимулева Е.И.
Ключевые слова: межэтнические контакты, русская музыкальная традиция, сибирские интонационные культуры.
Страницы: 44-47
Аннотация >>
Статья посвящена теме межэтнических и межкультурных контактов. Рассматривается воздействие русской музыкальной традиционной культуры на фольклорные традиции коренных народов Сибири. Описаны функционирование и трансформации православных песнопений и русских народно-песенных жанров (духовные стихи, лирические и игровые песни, частушки) в интонационных культурах хакасов, шорцев и других сибирских этносов. Работа выполнена на материале рубежа XX–XXI вв.
|
Леонова Н.В.
Ключевые слова: русские старожилы Сибири, сравнительное изучение музыкально-фольклорных традиций, источниковедение, текстология.
Страницы: 48-51
Аннотация >>
В статье рассматриваются вопросы исследования сибирских локальных традиций как определение структуры компонентов музыкально-этнографической традиции, формирование базы источников для сравнительного изучения песенного фольклора, текстологическая подготовка ранних источников и др. Некоторые проблемы ставятся автором впервые.
|
Солдатова Г.Е.
Ключевые слова: этническое музыковедение, фольклор кетов, аудиозаписи.
Страницы: 52-54
Аннотация >>
В статье характеризуются материалы для этномузыковедческой подготовки тома «Фольклор кетов» серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». Основной источник – аудиозаписи, собранные в экспедициях 2004 и 2005 гг. Среди других материалов – архивные фонограммы (Н. Каргер, В. Анучин, А. Айзенштадт и др.) и немногочисленные опубликованные нотные записи.
|
Конунов А.А.
Ключевые слова: алтайский героический эпос, поэтика, стилевой прием, вариация, параллелизм, двух-, трех-, многократные вариации.
Страницы: 55-59
Аннотация >>
В статье анализируется стилевая вариация в самых ранних записях алтайского героического эпоса, опубликованных В.В. Радловым. Учитывать ее крайне важно при изучении национального эпического наследия и его текстологии, тенденций развития художественного стиля в целом. Анализ стилевого варьирования героических сказаний, опубликованных В.В. Радловым, позволяет характеризовать их как типичные образцы художественной фактуры устной эпической поэзии алтайцев, которые сохранили свою значимость и сегодня.
|
Миндибекова В.В.
Ключевые слова: миф, первотворение, птица-демиург, древние хакасы.
Страницы: 60-62
Аннотация >>
В статье в историко-типологическом плане описаны древнейшие мифологические сюжеты хакасских мифов о первотворении. Объектом исследования являются образы птиц-демиургов, стоявших, по представлениям древних хакасов, у истоков мироздания. Рассматриваются отдельные мифологические сюжеты о двух утках, впоследствии разделивших мир. Прослеживается процесс формирования сюжета мифов о первотворении. Выявляются черты мифов о первотворении, обусловленные общими историко-генетическими корнями.
|
Байжанова Н.Р.
Ключевые слова: пословицы, поэтика пословиц, функциональные уровни.
Страницы: 63-66
Аннотация >>
В статье анализируются подходы к изучению пословиц в современной лингвистике и фольклористике: функциональный, структурно-семиотический, когнитивный и лингвокультурологический. Выбрав в качестве главного структурный подход, автор представляет свое понимание пословицы как текста, имеющего несколько уровней (ритмико-звуковой, лексический, грамматический, синтаксический и смысловой). Исследователь считает, что в изучении поэтики пословиц должны анализироваться эти функциональные уровни.
|
Бадмаев А.А.
Ключевые слова: буряты, ритуальная пища бурят.
Страницы: 70-73
Аннотация >>
В статье на основе разнопланового материала предпринята попытка характеристики ритуальной пищи бурят. Продукты питания были включены в гостевой этикет, семейно-бытовые и религиозные обряды, использовались в магии и гадании. Ритуальная пища бурят состояла из мясных, молочных, мучных и растительных продуктов. Особое внимание в работе уделено раскрытию семантики и символики обрядовой пищи бурят.
|
Павлова Е.Ю.
Ключевые слова: народные промыслы, современное искусство Сибири, архаизация, синтез.
Страницы: 74-77
Аннотация >>
Целью статьи является анализ основных тенденций развития современного искусства и народных промыслов Сибири в контексте этнической мобилизации через обращение к древним художественным образам и традициям. Особый акцент сделан на наиболее эффективно развивающемся направлении, которое определяется синтезом художественных традиций разных народов и эпох. Это направление тесно связано с проблемой освоения культурного пространства Сибири. Основой исследования являются авторские полевые материалы.
|
Цыденова Д.Ц.
Ключевые слова: поведенческая культура, обычное право, этический «идеал», агинские буряты.
Страницы: 78-81
Аннотация >>
В статье на основе анализа норм обычного права и поведенческой культуры освещается комплекс представлений агинских бурят о достойно прожитой жизни и взаимосвязанных с ними воззрениями на «идеал» и счастье человека. Статья основана на полевых материалах автора.
|
Люцидарская А.А.
Ключевые слова: военнопленные, ссылка, адаптация, амбиции.
Страницы: 82-86
Аннотация >>
Статья посвящена И. Ирмесу, военнопленному, уроженцу Западной Европы, который в результате перипетий судьбы попал в Сибирь на службу русскому царю. Однако не все иностранцы могли адекватно адаптироваться в стране с иной культурой и менталитетом. Замыслы его были обречены.
|
Попков Ю.В., Тюгашев Е.А., Цоохуу Х., Цэдэв Х.
Ключевые слова: этнос, цивилизация, Евразия, взаимодействие, этносоциальные процессы, ценности, константы развития.
Страницы: 91-94
Аннотация >>
Реализуя системный подход к описанию евразийской цивилизационной общности народов, авторы предлагают дифференцировать в ее составе Внутреннюю Евразию с локусом в Саяно-Алтайском горном регионе с прилегающими к нему равнинами и Внешнюю Евразию, включающую окраинные цивилизации материка. Внутренняя Евразия рассматривается как ядро евразийской ойкумены, определяющее динамику евразийской цивилизации как целого и формирование фундаментальной общности ее ценностей-констант.
|
Абрамова М.А., Гончарова Г.С.
Ключевые слова: антропоток, миграционные и демографические процессы в Республике Саха (Якутия), этно- и социооптимизм, адаптация.
Страницы: 95-99
Аннотация >>
В статье анализируются современные тенденции, характерные для морфологического (миграция и демография) и квалификационного компонентов антропотока Республики Саха (Якутия). На основе данных социально-психологического опроса учащейся молодежи Якутии изучаются предпочитаемый тип поселения, потенциальная миграция, а также этно- и социооптимизм и пессимизм молодежи как факторы, влияющие на формирование адаптивной и дезадаптивной моделей поведения.
|
Ерохина Е.А.
Ключевые слова: этнические границы, межэтническое сообщество, региональная идентичность, патриотизм, малая родина.
Страницы: 100-103
Аннотация >>
Статья посвящена роли этнических границ в региональном межэтническом сообществе Республики Хакасия. В качестве наиболее значимых параметров членства в региональном сообществе выделяются следующие: любовь к малой родине, исторический опыт межэтнического сотрудничества и символический ресурс русских и хакасов в конституировании регионального гражданского сообщества. Делается вывод о том, что этнические границы выполняют в региональном сообществе Республики Хакасия двойную роль: с одной стороны, поддерживают межэтнический баланс в отношениях двух наиболее крупных этнических групп населения Хакасии, а с другой – обозначают границу между коренным населением и приезжими мигрантами.
|
Мархинин В.В., Удалова И.В.
Ключевые слова: Ханты-Мансийский АО (Югра), межэтнические отношения, мигранты, национальная политика.
Страницы: 104-108
Аннотация >>
На основе материалов социологического исследования, проведенного авторами в пяти городах Ханты-Мансийского АО (Югры), изучалось отношение местного населения к мигрантам, прибывшим в округ в различные годы. Выявлены социокультурные, экономические и политические проблемы, вызывающие, по мнению местного населения и мигрантов, межэтническую напряженность в округе. Зафиксированы оценки (положительные и отрицательные) роли мигрантов в жизни округа. Выявлено, что местное население в большей степени, чем мигранты, ощущает свои интересы как ущемленные проводимой национальной политикой.
|
Шелегина О.Н.
Ключевые слова: Западная Сибирь, русское крестьянство, адаптационные процессы.
Страницы: 109-112
Аннотация >>
В статье определяется роль, значение и характер адаптаций в культуре жизнеобеспечения русских крестьян в контексте социально-экономического и этнокультурного развития западно-сибирского региона. Выделены основные этапы адаптации крестьянства в Сибири, традиционные, инновационные, гиперинновационные адаптации в культуре его жизнеобеспечения. Впервые в динамике проведен анализ характера адаптаций у западно-сибирских крестьян.
|
|