Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Регион: экономика и социология

2025 год, номер 3

1.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА «УДЕРЖАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ» НА ОСОБО ЗНАЧИМЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

В.Н. Лексин
Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» РАН, Россия, Москва
leksinvn@yandex.ru
Ключевые слова: Арктика, Дальний Восток, особо значимые территории, отток населения, трудовые ресурсы, «удержание населения», преференции
Страницы: 3-25

Аннотация >>
В 2024 г. главой Минвостокразвития было заявлено: «...Главным вызовом в развитии Дальнего Востока и Арктики является удержание населения» (https://roscongress.org/materials/aleksey-chekunkov-v-novoy- globalnoy-sisteme-koordinat-rol-dalnego-vostoka-budet-vozrastat/). Словосочетание «удержание населения» вошло в словарь политиков и публицистов и стало обозначать не запрещение перемещаться на новое место жительства, а, во-первых, различные способы, стимулирования местного населения оставаться для проживания и работы в своем регионе и, во-вторых, преференции для тех, кто решит переехать для работы и жительства на особо значимые для государства территории. В статье приведены примеры таких территорий в дореволюционной России, в СССР и в Российской Федерации, легитимности их статуса и преференциальных режимов. Последовательно анализируются причины создания двух огромных мегарегионов особого государственного значения - Дальнего Востока и Российской Арктики, амбициозные планы развития которых требуют дополнительных трудовых ресурсов. Рассматриваются перечень и достаточность применяемых мер «удержания населения», объективные трудности реализации государственной кадровой политики и возможные пути их преодоления.

DOI: 10.15372/REG20250301
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


2.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ САМОДОСТАТОЧНОСТЬ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

В.И. Белов1,2
1Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Северо-Западный институт управления, Россия, Санкт-Петербург
v.i.belov@bk.ru
2Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Россия, Санкт-Петербург
Ключевые слова: энергообеспеченность регионов, энергетические потери, типологическая группировка, энергетическая эффективность, стимулирование энергосбережения, дисбалансы в моделях производства-потребления, региональная энергетическая политика
Страницы: 26-50

Аннотация >>
Повышение энергетической эффективности субъектов Российской Федерации в контексте их устойчивого развития всецело соответствует глобальной «зеленой повестке», а в силу принятых отечественных нормативно-правовых документов представляет собой государственную задачу. На устойчивое развитие оказывают влияние множество условий и факторов, к числу которых следует отнести и обеспеченность регионов собственными энергетическими ресурсами. Энергетическая самодостаточность в общеэнергетическом смысле подразумевает самодостаточность регионов не только с позиции электроэнергии, но и с позиции других топливно-энергетических ресурсов (уголь, газ, нефть и др.). Однако в статье основное внимание уделяется проблеме электроэнергетической самодостаточности регионов. Целью статьи является построение типологических групп регионов в зависимости от степени влияния на их устойчивое развитие таких показателей, как энергообеспеченность региона и доля энергетических потерь в электросетях. Исследование охватывает 85 субъектов РФ по данным за 2022 г. и строится по разработанной автором методике, предусматривающей сначала оценку регионов страны по анализируемым показателям, а затем их типологизацию. В результате количественно-качественные параметры позволили сформировать четыре группы регионов, различающиеся между собой характеристиками устойчивого развития. В целях повышения уровня устойчивого развития и энергоэффективности регионов в отношении каждой выделенной группы органами власти должны приниматься не типичные, а типологические решения, учитывающие влияние энергетической самодостаточности региона и энергопотерь на валовой региональный продукт и валовой региональный продукт на душу населения. Проведенное исследование в теоретическом плане вносит вклад в решение научно-практической задачи по нивелированию энергетических дисбалансов в региональных моделях производства-потребления электроэнергии. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть востребованы региональными органами власти при осуществлении ими энергетической политики в регионе, а предложенные инструменты и механизмы могут быть непосредственно использованы в их практической деятельности.

DOI: 10.15372/REG20250302
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


3.
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ В ЭКОНОМИКЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА

Ю.А. Фридман, Г.Н. Речко, Е.Ю. Логинова
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Россия, Новосибирск
yurifridman@mail.ru
Ключевые слова: Кузбасс, межрегиональные связи, регионы России, структурно-технологическая близость, оценка
Страницы: 51-79

Аннотация >>
Сегодня Россия, адаптируясь к стратегическим вызовам, которые связаны прежде всего с изменением мирового порядка, создает свою модель суверенной национальной экономики. Одним из важных обстоятельств достижения поставленной цели является развитие межрегионального взаимодействия внутри страны в качестве инструмента реализации потенциала ее территорий. В статье на примере Кемеровской области - Кузбасса исследуется проблема структурно-технологической близости (СТБ)регионов как значимого фактора активизации экономических связей между субъектами РФ. Апробирован методический инструментарий для оценки СТБ регионов. Для ее измерения использованы официальные данные Росстата за 2022 г. По итогам расчетов определены субъекты РФ с сильными на текущий момент позициями для развития сотрудничества с Кузбассом. Они представляют основные макрорегионы страны. В рамках возможного партнерства с участниками этой группы территорий Кемеровская область способна выступать и поставщиком, и получателем не только капитала, но также знаний и технологий. Последнее особенно важно в ситуации реформирования ресурсной (сырьевой) модели функционирования Кузбасса. Полученные результаты могут быть использованы для актуализации документов стратегического планирования Кемеровской области, для разработки программ и проектов, направленных на усиление процессов ее интеграции и кооперации с другими российскими регионами через развитие каналов обмена интеллектуальными ресурсами и капиталом.

DOI: 10.15372/REG20250303
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


4.
ЛИЧНЫИ БРЕНДИНГ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБОСТИ В КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

А.В. Погоревич1, А.С. Новиков2
1Сибирский федеральный университет, Гуманитарный институт, Россия, Красноярск
savina1979@mail.ru
2ООО «Технологии социальных исследований», Россия, Красноярск
asnovikov@gmail.com
Ключевые слова: креативная экономика, креативные индустрии, регионы, государственная поддержка, конкурентоспособность, личный бренд, социальные сети
Страницы: 80-105

Аннотация >>
В статье рассматриваются факторы конкурентоспособности креативных индустрий в российских регионах с акцентом на роли личного брендинга как инструмента продвижения и самореализации представителей креативного класса. Предмет исследования охватывает практики создания и продвижения личных брендов в условиях цифровой среды и высокой информационной насыщенности. Цель работы - выявить ключевые стратегии формирования личного бренда в креативном секторе и оценить их эффективность для повышения конкурентоспособности профессионалов и регионов в целом. Анализируется гипотеза, что успешное развитие креативной экономики требует не только государственной поддержки, но и действия естественных рыночных механизмов, включая конкуренцию, сетевое взаимодействие и персональные бренды. Исследование проводилось методом опроса 384 представителей креативных индустрий Красноярского края (февраль-апрель 2024 г.), выборка формировалась по технологии river-sample. Респонденты представляли такие сферы, как арт-индустрия, дизайн, музыка, театр, кино, образование, медиа и другие согласно классификации ЮНЕСКО и Концепции развития креативных индустрий в России. Результаты показали, что 42,6% участников целенаправленно работают над своим личным брендом, еще 36,4% планируют это делать. Основными признаками личного бренда респонденты считают позиционирование и известность. Наиболее популярным инструментом продвижения стали социальные сети (27,8%), поскольку они соответствуют логике экономики внимания. Более трети опрошенных отметили ощутимый эффект от брендинга: приглашения в проекты, появление новых клиентов, рекомендации в качестве профессионалов и нетворкинг. Область применения полученных результатов - совершенствование государственной политики поддержки креативных индустрий, развитие методологической базы исследования личного брендинга и повышение эффективности профессиональной деятельности в творческой сфере. Статья демонстрирует, что личный бренд является важным ресурсом конкурентоспособности в креативной экономике и требует дальнейшего изучения и системной поддержки.

DOI: 10.15372/REG20250304
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


5.
ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ В КОНТЕКСТЕ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ НАУЧНОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Н.А. Кравченко1,2, А.Т. Юсупова1,2, С.Р. Халимова1,2
1Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Россия, Новосибирск
natakravchenko20@mail.ru
2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Россия, Новосибирск
yusupova_a@mail.ru
Ключевые слова: технологическая независимость, инновационная способность, абсорбционная способность, региональная дифференциация, сбалансированность, высокотехнологичный бизнес, кластерный анализ
Страницы: 106-131

Аннотация >>
Перспективы научно-технологического и инновационного развития на уровне отдельных территорий зависят от множества региональных характеристик, в том числе от величины и сбалансированности накопленных научного и технологического потенциалов. Предлагаемый подход к оценке такой сбалансированности опирается на идеи об инновационной и абсорбционной способностях, аккумулированных на определенной территории. В рамках данного исследования предложены типология и позиционирование субъектов РФ на основе сопоставления выделенных характеристик. В качестве индикатора инновационной способности используется доля численности занятых в исследованиях и разработках в общей численности рабочей силы в регионе. Абсорбционную способность отражает коэффициент локализации высокотехнологичного бизнеса. Для 2016 и 2022 гг. определены регионы, занимающие лидирующие позиции, и регионы-последователи. В качестве эмпирической основы использованы данные Росстата и базы СПАРК-Интерфакс. По показателям, описывающим состояние экономики региона, его исследовательский и технологический потенциалы, кадры и цифровые технологии, а также качество институтов в области инновационной политики, были выполнены факторный анализ и кластерный анализ, выделены группы схожих территорий. Выявлены характеристики, которые влияют на уровни инновационной и абсорбционной способностей на региональном уровне, содействуют их сбалансированному сочетанию, обеспечивающему социально-экономический рост и технологическую независимость. К ним относятся значительные затраты на исследования и разработки, высокий уровень развития цифровых технологий, продвинутая инновационная политика. Структура экономики должна быть относительно сбалансированной, обеспечивать внешнюю среду, благоприятную для освоения новых технологий и выпуска инновационных товаров.

DOI: 10.15372/REG20250305
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


6.
ПРОБЛЕМА АБОРТОВ В КОНТЕКСТЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

О.В. Чудаева, Н.Е. Смирнова
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Россия, Новосибирск
soboleva@ieie.nsc.ru
Ключевые слова: воспроизводство населения, депопуляция, суммарный коэффициент рождаемости, низкая рождаемость, аборты, демографический ущерб, демографическая безопасность, демографическая политика
Страницы: 132-162

Аннотация >>
В статье на длинных временных интервалах представлен переход, который произошел в России еще в советский период, от расширенного режима воспроизводства населения к суженному, с неизбежностью приводящий к депопуляции сначала в латентной, а потом и в открытой форме. Показано, что широко распространенная практика абортов, длительное время весьма существенно уменьшавшая количество новорожденных, стала важнейшим фактором, обусловливающим общую тенденцию падения суммарного коэффициента рождаемости ниже порогового уровня простого воспроизводства. В начале 1960-х годов наблюдался стремительный рост числа искусственных прерываний беременности, сопровождавшийся снижением рождаемости. Рекордное количество абортов, зафиксированное в 1965 г., по времени в точности совпало с началом латентной фазы депопуляции в России. В постсоветский период, несмотря на сокращение числа абортов в разы как в абсолютных, так и в относительных показателях, их количество все еще остается большим. Это существенно влияет на снижение рождаемости, хотя в последние годы официальная статистика утверждает, что на каждые два рождения приходится теперь менее одного аборта. В статье кратко описана более чем столетняя история легализации абортов в России. Раскрывается их чрезвычайно важная роль в сокращении рождаемости и депопуляции в нашей стране. Длительное и широкое распространение абортивных практик, отражающее нежелание деторождения, систематически подрывало демографический потенциал России и наносило огромный ущерб демографической безопасности сразу по нескольким важнейшим направлениям на протяжении многих десятилетий. В работе представлена динамика количества абортов на 100 родов по федеральным округам в постсоветский период, показана дифференциация по этому показателю на уровне субъектов Федерации. Наихудшие результаты стабильно демонстрируют восточные территории: Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. В последние годы именно Сибирский федеральный округ находился на первом месте в стране по числу абортов на 100 родов. Среди сибирских регионов особо выделяется Новосибирская область, которая в течение многих лет первенствовала в округе по этому показателю. Сделан вывод, что профилактика и минимизация числа абортов при проведении продуманной и взвешенной демографической и социально-экономической политики, ориентированной на укрепление семьи как опоры общества и улучшение ее материального положения, могли бы стать резервом для повышения рождаемости, особенно значимым в условиях длительного сокращения численности репродуктивных контингентов женщин. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы органами федеральной и региональной власти для принятия управленческих решений, направленных на профилактику и уменьшение числа абортов, а также при разработке новых мер демографической политики и совершенствовании стратегий социально-экономического развития с целью создания в обществе моральных и материальных условий, благоприятных для рождения и воспитания детей.

DOI: 10.15372/REG20250306
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


7.
ОЦЕНКА УРОВНЯ ЖИЗНИ РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИЧР-ПОДХОДА В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

А.Г. Каримов, С.Х. Кадыров, Е.В. Кабашова
Уфимский федеральный исследовательский центр РАН, Институт социально-экономических исследований, Россия, Уфа
karaigal@gmail.com
Ключевые слова: уровень жизни населения, индекс человеческого развития, труд, работающее население, трудоспособный возраст, смертность в трудоспособном возрасте, медианная заработная плата, образование
Страницы: 163-193

Аннотация >>
В настоящее время оценка уровня жизни работающих слоев населения имеет особую актуальность. Цель исследования - адаптация традиционной методики ИЧР-подхода к оценке уровня жизни работающего населения в регионах Приволжского федерального округа. Предлагаемая авторами методика расчета показателя индекса человеческого развития (ИЧР) работающего населения, названного «ИЧР-труд», включает следующие компоненты: 1) субиндекс медианной заработной платы, соотнесенной со стоимостью фиксированного набора потребительских товаров и услуг (индекс покупательной способности заработной платы); 2) субиндекс жизнеспособности населения трудоспособного возраста; 3) субиндекс образования, построенный на основе численности студентов средних специальных и высших учебных заведений в расчете на 10 тыс. чел. населения. На основе проведенных расчетов нового показателя ИЧР-труд по данным за 2013, 2015, 2017, 2019 и 2021 гг. разработан рейтинг регионов Российской Федерации, согласно которому Республика Башкортостан в 2021 г. опустилась на две позиции по сравнению с 2013 г., заняв 35-е место. В статье также приводятся сравнения ИЧР-труд с ИЧР-регион в целом и по их компонентам. В 2021 г. значение ИЧР-труд в Республике Башкортостан составило 0,375, в том числе субиндекс покупательной способности медианной заработной платы - 0,359, субиндекс жизнеспособности - 0,311, субиндекс образования - 0,454. Ценность полученных результатов состоит в дополнении методики оценки уровня жизни работающего населения на основе ИЧР-подхода. Данную методику оценки уровня жизни работающего населения на основе интегрального показателя предлагается использовать для разработки рекомендаций по повышению уровня жизни работающего населения в регионах Российской Федерации.

DOI: 10.15372/REG20250307
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


8.
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ НА ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ В РЕГИОНЕ

И.В. Наумов, А.А. Бычкова
Институт экономики УрО РАН, Россия, Екатеринбург
naumov.iv@uiec.ru
Ключевые слова: миграционные потоки, регион, факторы, региональное развитие, моделирование, автокорреляционной анализ, авторегрессионный анализ
Страницы: 194-224

Аннотация >>
В статье на примере Свердловской области рассматриваются социально-экономические факторы миграции населения в муниципальных образованиях. Исследование основано на анализе концентрации пространственного распределения миграционных потоков с использованием совокупности методов автокорреляционного и регрессионного моделирования. Цель исследования состоит в определении значимых факторов, влияющих на миграционные потоки населения, с учетом пространственной взаимосвязи между муниципальными образованиями. Основные задачи анализа включают выявление и изучение статистически значимых показателей, влияющих на переселение людей. Миграционные потоки оказывают заметное влияние на демографическую структуру населения, а также на состояние местных и региональных рынков труда. За исследуемый период с 2010 по 2022 г. неравномерное распределение и повышенная концентрация мигрантов в крупных муниципальных образованиях усиливали отток жителей с малонаселенных территорий. Применение комплекса методов: оценки концентрации миграционных потоков, пространственной автокорреляции и пространственного регрессионного анализа - позволяет в полной мере определить зоны концентрации миграционных потоков и выявить факторы, влияющие на переселение в пределах Свердловской области, c дальнейшей целью использования результатов исследования для корректирования и планирования развития территории.

DOI: 10.15372/REG20250308
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


9.
ПОЛОЖЕНИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

М.А. Питухина1, А.Д. Белых1, В.А. Волох2,3
1Петрозаводский государственный университет, Россия, Петрозаводск
maria.pitukhina@gmail.com
2Государственный университет управления, Россия, Москва
v.volokh@yandex.ru
3Университет мировых цивилизаций им. В.В. Жириновского, Россия, Москва
Ключевые слова: муниципальный рынок труда, коренные малочисленные народы Севера, Ханты-Мансийский автономный округ, занятость, напряженность, укорененность
Страницы: 225-248

Аннотация >>
С 2023 г., согласно постановлению Правительства РФ, Березовский и Белоярский районы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры являются районами Арктической зоны Российской Федерации. Именно в этих двух районах преимущественно проживают коренные малочисленные народы региона - ханты и манси. Цель статьи - проанализировать положение коренных малочисленных народов на муниципальном рынке труда и выявить особенности их укорененности. Гипотеза исследования: в арктических районах ХМАО представители коренных малочисленных народов Севера (ханты и манси) демонстрируют более низкий уровень занятости в сравнении с остальным населением региона, что указывает на их недостаточную интеграцию на муниципальном рынке труда и низкий уровень укорененности, связанные с отсутствием профессионального образования (у 65,2% хантов и манси) и недостаточной квалификацией. Методология исследования связана со сравнением данных из открытых источников по обозначенной тематике. Она включает также формулирование рекомендаций по улучшению ситуации на рынке труда в арктических районах ХМАО, например рекомендаций по разработке специальных образовательных программ, по развитию традиционных промыслов и др. Проведенный анализ показал соответствие размещения трудовых ресурсов географическому размещению производств. В трех районах, наименее сбалансированных с точки зрения рынка труда (Березовском, Белоярском, Кондинском), проживают ханты и манси. Проанализированные данные за 2023 г. свидетельствует об ухудшении ситуации на муниципальном рынке труда для хантов и манси и указывают на необходимость принятия новых мер.

DOI: 10.15372/REG20250309
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


10.
ИНСТРУМЕНТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ: ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

В.В. Климанов1,2
1Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Институт прикладных экономических исследований, Россия, Москва
klimanov@ranepa.ru
2Институт реформирования общественных финансов, Россия, Москва
Ключевые слова: региональное развитие, регионы России, межбюджетные трансферты, программы развития регионов, особые экономические зоны, бюджетные кредиты
Страницы: 249-277

Аннотация >>
Статья посвящена анализу эффективности мер государственной поддержки социально-экономического развития регионов России на основе оценок, данных государственными служащими в субъектах РФ. Предметом исследования является восприятие региональными органами власти различных инструментов федеральной поддержки. Цель работы - выявить проблемы, возникающие при реализации мер поддержки, и разработать предложения по их совершенствованию. Методологической основой исследования стали анализ и обобщение результатов опроса, проведенного Центром региональной политики РАНХиГС совместно с комиссией Государственного Совета РФ по направлению «Экономика и финансы» в сентябре-октябре 2024 г. Опрос охватил государственных служащих различных субъектов Российской Федерации. Результаты анализа показали существенные различия в оценках эффективности мер поддержки в зависимости от группы регионов. Выявлены проблемные зоны, в частности низкие оценки получило кураторство вице-премьеров по федеральным округам. Оценка высвобождения средств в рамках реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам оказалась неоднозначной. Инструменты «инфраструктурного меню» и преференциальные территории в целом получили положительные отзывы. Выводы исследования вносят вклад в понимание отношения региональных органов власти к федеральной поддержке и определяют направления для повышения ее эффективности. Полученные результаты могут быть использованы для совершенствования механизмов государственной поддержки регионального развития, для оптимизации распределения ресурсов и повышения эффективности реализации федеральных программ. Они представляют интерес для органов государственной власти, исследователей региональной экономики и экспертов в области управления.

DOI: 10.15372/REG20250310
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


11.
НЕКОТОРЫЕ ОБЩЕРЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

О.П. Бурматова1,2
1Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Россия, Новосибирск
burmatova.op@yandex.ru
2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Россия, Новосибирск
Ключевые слова: стимулирование импортозамещения, экологические риски и угрозы, зеленый переход, декарбонизация экономики, углеродный след, регулирование трансграничных воздействий, наилучшие доступные технологии
Страницы: 278-303

Аннотация >>
В статье рассмотрены важнейшие современные экологические вызовы и обусловленные ими риски и угрозы с учетом как национальных и региональных, так и международных аспектов роста значимости экологической повестки. Выполнен анализ причинно-следственных связей между наличием опасностей, заключенных в том или ином вызове, и реальным ущербом, который может быть нанесен природной среде, условиям жизни и здоровью людей. Предложены возможные пути предотвращения потенциальных рисков и угроз для эколого-экономического развития страны. Среди выделенных вызовов акценты сделаны на вызовах, которые заключают в себе риски и угрозы, обусловленные факторами как глобального характера, так и связанными с особенностями формирования эколого-экономической политики в России и ее регионах. К их числу отнесены: происходящий в последние годы заметный рост значимости на внешних рынках требований к экологическим характеристикам продукции и технологий ее производства с учетом оценки образуемого углеродного следа; тесное переплетение экологической проблематики с технологическими и экономическими проблемами; изменение экологического регламента внутри страны в связи с наложенными на нее внешними санкциями и др. Обосновано утверждение об экзистенциальном характере рассмотренных экологических вызовов. Сделан вывод, что существующая в России институциональная среда, определяющая в том числе результативность государственной экологической политики, требует трансформации при условии активной государственной поддержки в области инновационной деятельности, технологической суверенизации экономики на базе отечественных наилучших доступных технологий и других мер, в основе которых лежит социально-экономическая и экологическая мотивация, опирающаяся прежде всего на принципы экономической эффективности и экологической справедливости. Высказанные предложения по совершенствованию механизма эколого-экономической политики могут быть полезны при разработке инструментов регулирования экологической сферы на всех уровнях управления.

DOI: 10.15372/REG20250311
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


12.
БОЛОТА ОТСТУПАЮТ. НОВЫЕ РИСКИ, НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Ю.П. Воронов
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Россия, Новосибирск
yura.voronov.42@mail.ru
Ключевые слова: потепление климата, болота, торф, азиатский циклон, парниковые газы, пожары, осушение, севообороты, азотные удобрения
Страницы: 304-323

Аннотация >>
В статье обсуждаются новые возможности и риски на южной границе тайги, где идет естественное осушение болот в результате потепления климата. Выделяя возникающие в этих условиях опасности, на первое место в связи с необходимостью принятия экстренных мер автор ставит высокую опасность возникновения пожаров. Отмечается, что во всем мире прекратилось осушение болот и начинаются работы по их восстановлению. Рассматриваются сложности оценки вероятности пожаров, а также разработки технологий восстановления болот (повторного заболачивания). Наряду с новыми опасностями автор описывает новые возможности для экономики, появляющиеся в связи с процессами, происходящими на южной границе тайги. Среди таких возможностей рассматриваются новые направления использования торфа и более активное вовлечение в хозяйственный оборот дикорастущих растений болотной среды. Особое внимание уделяется проблеме повышения плодородия почвы на территориях, освобождающихся от болот и тайги. Рассматриваются также варианты изменения севооборотов и введения в них новых сельскохозяйственных культур.

DOI: 10.15372/REG20250312
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину