Философия сердца В. А. Сухомлинского как глубинный феномен современного воспитания
Ю.В. Андреева
Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, Уфа, Россия andreeva_u_v@insto.ru
Ключевые слова: «Сердце отдаю детям», радость познания, учебный труд, воспитание, философия сердца
Страницы: 135-147
Аннотация
Введение. Философско-педагогическая интерпретация и реконструкция идей В. А. Сухомлинского на основе его главного труда «Сердце отдаю детям» имеет целью выявление имманентных модификаций феномена «сердечного созерцания», в частности радости познания как творческой методологии с экстраполяцией на труды И. Канта и И. Ильина. Методология. В ходе исследования автор опиралась на методологию теории познания И. Канта; феноменологию и философию жизни И. Ильина; аксиологию воспитания и педагогику сотрудничества В. А. Сухомлинского. В целом статья представляет собой теоретическое исследование с опорой на социально-философский анализ проблем нравственного воспитания, связанного с сердечным созерцанием и педагогическим наставлением; проблем обучения, сопряженный с его скрытой функцией познания, переходящего в эмоциональное постижение и переживание растущей личностью процесса учения как значимого для себя, сопряженного с чувством радости открытия нового. Обсуждение. Научный интерес представляет тот факт, что В. А. Сухомлинский связывает воспитание со свободой и убежден в том, что навязанное извне и не идущее от сердца воспитание не будет иметь положительного эффекта. Идею свободы и ответственности педагог связывает с разумностью выбора, со способностью человека совершать поступки по совести, руководствуясь зовом сердца, а не страхом наказания. Заключение. Философия сердца как глубинный феномен воспитания раскрывается через феномен человеческого «Я», предназначение которого открывается в служении миру; проявлении воли и действия; пробуждении любви и совести, способности утешения. Такая форма познания, как сердечное созерцание способна расставить новые акценты в социальной философии, теории познания и этике образовательной деятельности, в педагогической науке и воспитательной практике.
DOI: 10.15372/PHE20230409 EDN: AUFQJO
|