Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 44.220.184.63
    [SESS_TIME] => 1729055466
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => e023aadd92e5c655ce2adbc44c85c559
    [UNIQUE_KEY] => 7e8346aa5dd89522971acac47eb66aac
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2023 год, номер 4

Философия сердца В. А. Сухомлинского как глубинный феномен современного воспитания

Ю.В. Андреева
Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, Уфа, Россия
andreeva_u_v@insto.ru
Ключевые слова: «Сердце отдаю детям», радость познания, учебный труд, воспитание, философия сердца
Страницы: 135-147

Аннотация

Введение. Философско-педагогическая интерпретация и реконструкция идей В. А. Сухомлинского на основе его главного труда «Сердце отдаю детям» имеет целью выявление имманентных модификаций феномена «сердечного созерцания», в частности радости познания как творческой методологии с экстраполяцией на труды И. Канта и И. Ильина. Методология. В ходе исследования автор опиралась на методологию теории познания И. Канта; феноменологию и философию жизни И. Ильина; аксиологию воспитания и педагогику сотрудничества В. А. Сухомлинского. В целом статья представляет собой теоретическое исследование с опорой на социально-философский анализ проблем нравственного воспитания, связанного с сердечным созерцанием и педагогическим наставлением; проблем обучения, сопряженный с его скрытой функцией познания, переходящего в эмоциональное постижение и переживание растущей личностью процесса учения как значимого для себя, сопряженного с чувством радости открытия нового. Обсуждение. Научный интерес представляет тот факт, что В. А. Сухомлинский связывает воспитание со свободой и убежден в том, что навязанное извне и не идущее от сердца воспитание не будет иметь положительного эффекта. Идею свободы и ответственности педагог связывает с разумностью выбора, со способностью человека совершать поступки по совести, руководствуясь зовом сердца, а не страхом наказания. Заключение. Философия сердца как глубинный феномен воспитания раскрывается через феномен человеческого «Я», предназначение которого открывается в служении миру; проявлении воли и действия; пробуждении любви и совести, способности утешения. Такая форма познания, как сердечное созерцание способна расставить новые акценты в социальной философии, теории познания и этике образовательной деятельности, в педагогической науке и воспитательной практике.

DOI: 10.15372/PHE20230409
EDN: AUFQJO