Принцип понимания онтологии человека в пространстве отношений
Л.Б. Вертгейм1,2
1Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия levvertgeim@yandex.ru 2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
Ключевые слова: онтология человека, бытие, отношение, время, смысл, образование
Страницы: 119-134
Аннотация
Введение. 2023-й год и наступающий 2024-й ознаменованы двумя яркими юбилеями: 200 лет со дня рождения основателя российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского и 300-летие великого философа Иммануила Канта. Эти события побуждают нас обратиться к идеям, связанным с проблемой онтологии человека, в том числе в пространстве образования. Методология. Обсуждение таких доминант, как «онтология человека» и «сущность человека», потребовало предварительного анализа общих проблем онтологии, возможных способов бытия человека, а также рассмотрения философских концепций в рамках понимания категории «отношение» при изучении научной литературы с использованием методологии исторического и сравнительного анализа. Обсуждение развития идей о сущности и бытии человека начинается с древнегреческих философов, в частности отмечается, что разделение Платоном бытия на материальное и идеальное тесно связано с господствующим в Античности пониманием времени как изменения. Из понимания времени как отношения производится альтернативное деление бытия на «отдельное бытие» и «бытие-в-отношении», где вместо мира идей и мира материи на первый план выступает «пространство отношений», в котором развертывается подлинное бытие человека. Показаны приложения этого принципа к проблемам образования и воспитания. Рассмотрены некоторые близкие идеи в мировой и отечественной философской литературе. Отмечая жизненную важность построения человеком философских концепций о самом себе, своей природе и сущности, мы выдвигаем версию понимания бытия человека как бытия в пространстве отношений, что значимо для отношения педагога к информации, и как следствие, к невозможности замены педагога-человека педагогом-роботом. Заключение. Понимание онтологии человека в пространстве отношений связывается с интерпретацией счастья как «свободного, излюбленного, духовного труда» (К. Д. Ушинский), а также благодарности и любви как высшего проявления бытия в отношении.
DOI: 10.15372/PHE20230408 EDN: VITLEO
|