Аксиологические аспекты цифровизации образовательной среды
Н.З. Аппакова-Шогина
Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия nuriapp@mail.ru
Ключевые слова: цифровизация, образовательная среда, ценности информационного общества, префигуративная модель образования
Страницы: 60-76
Аннотация
Введение. Актуальность исследования обусловлена процессами, происходящими в современном российском образовании под влиянием активной цифровизации. Цель - изучение изменений образовательной среды в условиях цифровизации и формирования ее ценностных оснований. Методология. Основой исследования являются аксиологический подход к анализу фактов из открытых интернет-источников, изучение современной научной литературы по обозначенной проблеме, а также авторская рефлексия процессов, наметившихся в российской образовательной среде на фоне цифровизации и развития искусственного интеллекта. Обсуждение. Определение ценностей, формирующихся в процессе цифровизации образования, требует учета фундаментальных факторов развития мира. Цифровизация меняет отношение к ценностям традиционного образования, смещая их иерархию и формируя префигуративную модель образования, имеющую превентивный характер. Новая модель выстраивается в виде инновационных форм образовательной деятельности. В связи с этим меняются значимые компетенции: жесткие навыки, на которые была ориентирована традиционная модель образования, отдают приоритет мягким навыкам. Среди мягких навыков наиболее актуальными являются критическое мышление, этически ценностная направленность образовательной деятельности и коммуникативные навыки. Заключение. Цифровизация имеет сложно прогнозируемые последствия для межличностных и социальных коммуникаций: небывалое расширение коммуникационных возможностей одновременно атомизирует бытие личности в виртуальном пространстве. Формирование префигуративной модели образования меняет ценностные основы образовательной среды: традиционные ценности уступают место инновационным; на смену узкой специализации приходит универсальный профессионализм, основанный на овладении цифровыми ресурсами как средствами перманентного развития; актуализируется ценность свободы как мировоззренческой доминанты, основанной на личном выборе и личной ответственности за этот выбор.
DOI: 10.15372/PHE20230404 EDN: CGOMTK
|