Образование постсовременности в деколониальной перспективе
А.П. Слащинина, Л.Б. Четырова
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева, Самара, Россия apslashinina@gmail.com
Ключевые слова: социальная философия, философия образования, постсовременное общество, колониальность, деколониальный подход, деколониальная мысль, деколониальное образование, европоцентризм
Страницы: 49-59
Аннотация
Введение. Несмотря на то что особенностями постсовременности становятся отказ от метанарратива европоцентризма и переход к деколониальным эпистемологиям, подходы к развитию образования до сих пор остаются европоцентричными. Причина этого в том, что постсовременное общество не заменяет общество модерна с его метанарративом европоцентричности, а существует с ним в одной параллели. В связи с этим возникает необходимость в философском анализе развития образования с учетом протекающих в обществе процессов. Объектом исследования является трансформация образования в постсовременном обществе. Предметом исследования выступает метанарратив европоцентричности в образовании в условиях постсовременности. Методология. Методологическую основу работы составили труды авторов, развивающих деколониальный подход в социальных и гуманитарных исследованиях В. Миньоло, М. В. Тлостановой, A. Quijano, E. Dussel. Обсуждение. Постсовременность через отказ от метанарративов стремится к отказу от идеи европоцентризма и вступает в конфликт с идеями модерности, которые транслируются доминирующими западными социальными институтами. Если мы обратимся к эпистемологической и педагогической иерархии, то увидим, что они отдают первенство западным системам картезианского типа, институциализированным колонизаторами. Взамен неразрывно связанным эпистемологической и педагогической иерархиям деколониальный подход предполагает использование эпистемологий, забытых в процессе колонизации. Заключение. Применение деколониального подхода к анализу образования в постсовременном обществе позволит решить проблему европоцентричности образования и раскроет новые пути обучения в противовес западной модели образования, транслируемой по всему миру в качестве единственно верной.
DOI: 10.15372/PHE20230403 EDN: JIZFLY
|