Социально-философский анализ российского образовательного права в его ценностном дискурсе
И.В. Яковлева1, С.И. Черных2, Г.Н. Глиос3
1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия uhova2005@mail.ru 2Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Россия 2560380@ngs.ru 3Алтайский государственный медицинский университет Минздрава России, Барнаул, Россия gglios@mail.ru
Ключевые слова: образовательная политика, правовое обеспечение, аксиология образования, образовательные приоритеты: онтологические, эпистемологические, инструментальные
Страницы: 5-32
Аннотация
Введение. Цель исследования - сформировать методологию независимых оценок правового обеспечения современного этапа развития российской системы образования. Независимая оценка правового обеспечения складывается под воздействием многих факторов. Среди этого множества особое место занимают ценностные факторы, которые в общей диалектике развития образовательного пространства значительно влияют на объективность самой оценки. В связи с этим рассмотрены подходы к формированию ценностно-содержащих основ российской образовательной политики в их соотношении с правовым обеспечением. Методология. Выявление принципов образовательной политики, способствующих развитию образования в ситуации активной экспериментальной работы по организации правового обеспечения современного этапа развития российской системы образования, требует обращения к аксиологии образования. Осуществлена рефлексия новых ценностей в российских законотворческих актах на основе научных публикаций, интернет-источников и контента образовательных платформ. Обсуждение. Интерпретация содержания этих актов позволила определить зависимость их изменения от ценностных ориентиров главных субъектов образовательной политики на протяжении ее развития в 1-й доперестроечный период (1966-1990); во 2-й период (1990-е - начало 2000-х гг.); 3-й период (2010-2020); 4-й период (2021); 5-й период (2022); 6-й период (начало 2023 г.). Выявлено, что современное состояние законодательной базы, ее соотношение и взаимосвязь с ценностями основных субъектов образовательного пространства сегодня лишены четкой кодификации и алгоритмизации. Предложенная в тексте ценностно-ориентированная методология, закрепленная в соответствующем правовом обеспечении, может выступить регулятором диалектически интегрированной модели правовых практик. Заключение. Отмечается, что кодификационно-правовое отсутствие ценностно обусловленных принципиальных положений на уровне обеспечения изменений в образовании по содержанию требует разработки синтетической модели образовательной политики, наполненной аксиологическим содержанием.
DOI: 10.15372/PHE20230401 EDN: BHLOEV
|