Феноменология идеального и утопического сквозь призму диалектических категорий
Д.Н. Деменёв, Е.К. Подобреева, Д.Д. Хисматуллина
Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия denis-demenev@mail.ru
Ключевые слова: диалектика, идеальное, утопия, модальность, необходимое и случайное, возможное и действительное, классическое искусство
Страницы: 97-108
Аннотация
Введение. Вызовом для современного человечества в вопросах выработки идеологических, патриотических и гражданских позиций является обращение к проблематике идеального и утопического. Статья имеет дискуссионную направленность, ее целью является различение понятий «идеальное» и «утопия» сквозь призму диалектических категорий (необходимое - случайное, возможное - действительное). Методология исследования включает историко-философскую реконструкцию понятий «идеальное» и «утопия» в образцах классического искусства. Феноменологический анализ идеального и утопии осуществляется сквозь призму категорий модальности: необходимое и случайное, возможное и действительное. Обсуждение. Фокус исследования понятий «идеальное» и «утопия» направлен на анализ статуса феноменов идеального и утопического как источника самодвижения противоречий в категориях «необходимое» и «случайное»; поливариантности процессов в идеальном и утопическом через категории «возможное» и «действительное» как особой формы общественного сознания. Сделано обобщение о том, что в отличие от утопии, способной заслонять и подменять реальность в негативном смысле (нереализованности и реализованности отрицательного качества), идеальное не просто позволяет сознанию создавать на внутреннем плане соответствующие ему образы, но способствует в той или иной степени преображению действительности. Заключение. Диалектический подход к осмыслению феноменов идеального и утопии позволяет сделать вывод, что без указанных феноменов в общественном сознании теряется смысл цивилизационного прогресса. Утопия является составной частью и бифуркационным состоянием идеального как возможное идеальное. Идеальное же осмысливается в качестве своеобразного аттрактора («притягивателя») только в русле ценностно-позитивного, практически-преобразующего потенциала. Воплощенное в той или иной степени человеком идеальное объективируется в реальности, а невоплощенное остается утопией.
DOI: 10.15372/PHE20220407 |