Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 13.58.247.31
    [SESS_TIME] => 1714008384
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => b61cd20e160aea0cacdb50c231706a0c
    [UNIQUE_KEY] => 30270a0f687d9bca9eedc9ef36f62d9d
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2022 год, номер 2

Критическое мышление в стандартах высшего образования: философия в транспортном университете

С.В. Соловьева
Самарский государственный университет путей сообщения, Самара, Россия
metaphisica2@gmail.com
Ключевые слова: критика, критическое мышление, образовательный стандарт, компетентностный подход, мягкие навыки, инженерная подготовка, профессия, дилетантизм
Страницы: 5-19

Аннотация

Введение. Внедряемый компетентностный подход рождает множество вопросов, среди которых: какие навыки должны входить в портфель базовой грамотности XXI в.? Вне зависимости от той или иной позиции критическое мышление относится к универсальным компетенциям в высшем образовании. Цели исследования - экспликация и сравнение концептов критического мышления, предложенных философами, экспертами и практиками образовательной деятельности. Методология. Объект исследования - концепт критического мышления в инженерном образовании. Предмет исследования - место и смысл критического мышления в стандартах высшего образования России (рассмотрен на материале транспортного университета). В качестве приоритетной методологии используется критический, конструктивистский и компетентностный подходы. Обсуждение. Во ФГОС ВО 3++ в перечне универсальных компетенций присутствует позиция формирования «критического мышления» (УК-1). Эта компетенция должна быть сформирована у всех студентов транспортного университета. Конфликт между экспертами (преподаватели, менеджеры, философы) связан с разным пониманием содержания компетенции, ее места в образовательной программе и влияния на профессионализм. Обосновывается мысль, что резкое сокращение объема и номенклатуры курсов сегмента soft skills, неверное толкование понятия и методологии критического мышления менеджерами (делающими ставку на четкое следование стандарту) ведут к росту дилетантизма в преподавании, демонстрируют разрыв философских научных исследований с практикой обучения философии в транспортном вузе. Заключение. Практика формирования критического мышления у студентов инженерных направлений подготовки обнаруживает противоречие между пониманием профессии как системы квалификационных требований (где критическое мышление не имеет значения) и модели профессии как динамического портфеля компетенций (где без него нельзя выстроить успешную карьерную траекторию).

DOI: 10.15372/PHE20220201
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину