Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.118.150.80
    [SESS_TIME] => 1714148254
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 0d6565db3a14169434730997f47dca22
    [UNIQUE_KEY] => 652c97dbc000af823a5ed376e1e8cf3e
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2021 год, номер 3

СУБЪЕКТИВНОСТЬ И ОБЪЕКТИВНОСТЬ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

М.А. Абрамова1,2, Е.В. Балганова3
1Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия
marika24@yandex.ru
2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
3Сибирский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Новосибирск, Россия
elena-balganova@mail.ru
Ключевые слова: рынок образовательных услуг, рынок труда, образовательная программа, университет, методика и критерии оценки качества, конкурентоспособность образовательной программы, субъективность и объективность оценки
Страницы: 88-102

Аннотация

Введение. Авторы, обращаясь к тенденциям развития современного рынка образовательных услуг, ставят проблему оценки конкурентоспособности вузов и их образовательных продуктов, а именно: субъективности и объективности используемых критериев. Методология и методика исследования. В основу анализа применяемых различными методиками критериев оценки конкурентоспособности вузов положены институциональный, синергетический и коммуникативный подходы. Авторы опираются на восприятие вуза в качестве не только транслятора социального заказа, но и - в рамках синергетической теории - совокупного воплощения частного мнения каждого участника процесса подготовки студента, в том числе и его самого. Результатом изучения влияния отдельных взаимосвязанных факторов на процесс обучения является построение многофакторных моделей индексов, в том числе отражающих удовлетворенность потребителей. Результаты исследования. В работе рассмотрены особенности применения зарубежных и отечественных критериев оценки конкурентоспособности вуза и его образовательных программ, методики составления рейтингов вузов в контексте сопоставления субъективного и объективного характера отражения идущих процессов. Авторы обращают внимание на несовершенство существующих оценочных методик, связанных напрямую с конъюнктурой рынка образовательных услуг и не учитывающих в своей основе потребностей рынка труда, государственного и регионального заказов. Также поставлен вопрос подмены реальной конкурентоспособности вузов и их образовательных продуктов, разработанных с учетом прогнозируемого спроса на образовательные услуги в различных регионах страны, на конкуренцию, проводимую в фарватере модных мировых трендов на современные профессии. Авторы с тревогой отмечают высокую вероятность негативных эффектов от применения современных критериев оценки конкурентоспособности вузов, одним из которых является излишнее увлечение формальными показателями. Заключение. Представленный анализ применяемых различными методиками критериев оценки конкурентоспособности вузов позволил сделать вывод о зависимости объективной оценки конкурентоспособности вузов от большого количества субъективных факторов. Доминирование субъективных показателей в получаемой совокупной оценке вуза и его образовательных программ приводит к искажению картины о реальном качестве предоставляемых образовательных услуг. Эта ситуация обусловливает построение неадекватной стратегии получения образования абитуриентами, и, как следствие, дезориентирует в выстраивании студентами будущей профессиональной карьеры и оценки их возможностей для реализации в родном регионе.

DOI: 10.15372/PHE20210306
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину