Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.21.248.47
    [SESS_TIME] => 1713560210
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => c866df6ec790368f54a5c3869e3069d8
    [UNIQUE_KEY] => 00cab206d3117d83016e911991074379
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Гуманитарные науки в Сибири

2021 год, номер

ПАТРИАРХ НИКОН И ЭСХАТОЛОГИЯ

Н.С. Гурьянова
Институт истории СО РАН РФ, Новосибирск, Россия
gurian@academ.org
Ключевые слова: Русская церковь, XVII в, религиозность, патриарх Никон, реформа, раскол, эсхатология, старообрядчество
Страницы: 5-10

Аннотация

Статья посвящена изучению проблемы обращения патриарха Никона к христианскому эсхатологическому учению в посланиях царю Алексею Михайловичу и в сочинении «Возражение, или Разорение…». Анализ текстов позволил показать, что Никон, покинув патриарший престол, стал интерпретировать изменение своего статуса как гонения на Церковь. Это предоставило ему возможность объяснить создавшуюся для него сложную ситуацию результатом воцарения в мире антихриста. В статье показано, что подобным образом воспринимали свое положение и противники церковной реформы. Они тоже апеллировали к христианскому эсхатологическому учению. При этом обе стороны применяли практически один и тот же набор фрагментов текстов из Священного Писания и святоотеческого предания, предлагали схожее их истолкование, но использовали эсхатологические построения для объяснения разных событий реальной действительности. В результате сделан вывод, что речь идет о характерной для мировоззрения населения России во второй половине XVII в. религиозности средневекового типа.

DOI: 10.15372/HSS20210301
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину