Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.145.151.141
    [SESS_TIME] => 1713511565
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 1c42d3a19930e0e1ebfed849c2e593aa
    [UNIQUE_KEY] => 1db0ca7b523b23a96cdd3669f34a87e0
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2021 год, номер 2

О ПАРАДОКСАХ ОДНОНАПРАВЛЕННОГО, ДВУНАПРАВЛЕННОГО И ЦИКЛИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ В ПОЗНАНИИ МИРА

Е.В. Ушакова
Алтайский государственный медицинский университет Минздрава России, Барнаул, Россия
foaushakova@gmail.com
Ключевые слова: профессиональное образование, интеграция фундаментальных знаний, время, пространство, материя, современные концепции времени: однонаправленное, двунаправленное, циклическое время
Страницы: 83-106

Аннотация

Введение. Фундаментальные научно-философские знания должны своевременно внедряться в высшее профессиональное образование. Это создает условия для широкого научно-философского просвещения студентов, для развития научного мировоззрения, творческого мышления будущих специалистов в разных областях науки и практики, для укрепления фундамента научно-технического прогресса. Цель статьи - исследовать несколько современных научно-философских концепций времени с позиции их включения в общее поле интеграции знаний; в соответствующие разделы профессионального образования. Основные задачи: рассмотреть проблему времени и пространства с позиции общефилософских представлений об окружающем мире; раскрыть современные подходы к вопросам атрибутивности времени и пространства; исследовать гносеологические пути анализа разнородных современных концепций времени; определить формы интеграции ряда современных концепций времени в профессиональном образовании. Методология и методика исследования. Материалом исследования выступили литературные источники, научно-философские представления о времени и пространстве в окружающем мире. Применены методы гносеологического и праксиологического анализа научного материала; системно-генетический анализ философских работ; сравнительная научно-философская оценка характеристик материального мира и его атрибутов; компаративистский анализ концепций однонаправленного, двунаправленного и циклического времени; социально-педагогический подход к проблеме. Результаты исследования. Исследована связь атрибутов времени и пространства с фундаментальными свойствами материального мира. Показано, что содержание понятия материи как объективной реальности в ХХ - начале XXI в. закономерно расширяется: это существующие в мире вещество и поле, мир веществ и мир энергийный. Причем такие субатомные формы бытия, как разнообразные элементарные частицы (которых открыто уже более восьмисот), энергетические поля, волны и пр. не только фиксируются, описываются, но и широко используются в практике. С учетом развития системного подхода определено, что атрибутивными онтологическими формами бытия материи оказываются динамичность (движение как любое изменение вообще, непрерывная изменчивость мира) и системность (как структурированность, устойчивость областей и участков мира). Соответственно, гносеологическими (метрическими) атрибутами материального мира выступают время (отражающее динамичность мира) и пространство (отражающее системность/структурность мира). На данной основе в сравнительном аспекте исследованы современные концепции одномерного, двумерного и циклического времени, показана их онтологическая и логическая взаимосвязь. Заключение. Обоснована значимость проблемы времени в современном познании, профессиональном образовании и в технико-технологических сферах общества. На базе широкого анализа научно-философской литературы показаны изменения в современном понимании фундаментального содержания материального мира и его атрибутов. Выявлена проблема недостаточного постижения времени в общефилософском, научно-прикладном и образовательном аспектах.

DOI: 10.15372/PHE20210206
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину