Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 54.80.249.22
    [SESS_TIME] => 1642698695
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 7638757990a4bcbc578ec746bd297c07
    [UNIQUE_KEY] => 58da2f6ac0774fe5e6ca74cf75adec8e
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2021 год, номер 2

ВЛИЯНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ НА ДИНАМИКУ СТУДЕНЧЕСКОЙ СУБЪЕКТНОСТИ

С.Г. Горин
Сибирский университет потребительской кооперации, Новосибирск, Россия
sergey.g.gorin@gmail.com
Ключевые слова: трансформация образовательной системы, студенческая субъектность, индивидуальные образовательные траектории, образовательные стандарты, компетентностно-ориентированная модель образования, мотивация выбора профессии
Страницы: 53-64

Аннотация

Введение. Ментальность, ценностные ориентации и другие проявления различных форм студенческой субъектности имеют динамические характеристики, находятся в состоянии постоянного изменения, влияют на качество учебного процесса, поэтому требуют детальной научной разработки. Анализ процессов трансформации студенческой субъектности по мере приобретения ими академического опыта и профессиональных знаний в условиях перманентного реформирования отечественной системы высшего образования обнаруживает такие негативные проявления, как студенческий конформизм, отсутствие интереса к индивидуальным образовательным траекториям, непонимание и неприятие компетентностно-ориентированной образовательной модели. Это обусловлено рядом причин, которые рассматриваются в статье, иногда на уровне постановки проблемы. Методология и методика исследования. В работе использованы традиционные методы социологического исследования (контент-анализ, анкетирование, интервью и др.), а также элементы постнеклассического (синергетического) методологического подхода к анализу деструктивных тенденций в студенческой среде. В качестве эмпирической базы применены данные социологического опроса студентов юридических специальностей в сравнении с мнениями выпускников различных профилей обучения четырех новосибирских и алтайских вузов и трех учебных заведений дополнительного образования, а также экспертные оценки преподавателей высшей школы в Сибирском регионе. Результаты исследования. По мере понимания студентами вузовской специфики и приобретения академического опыта в их среде возрастают такие деструктивные тенденции, как пассивность, конформизм, отстраненность от учебного процесса по причине стандартизации и директивного внедрения компетентностно-ориентированной модели высшего образования, падение интереса к индивидуальным образовательным траекториям и интерактивным формам. В результате ограничения академических свобод нарушаются принципы студентоцентрированного подхода. Студенты к старшим курсам в полной мере так и не становятся субъектами собственного развития. В работе выявлены следующие тенденции трансформации студенческой субъектности: снижение социальной и познавательной активности в учебном процессе, конформизм, неприятие бюрократических тенденций в университетской жизни, отсутствие интереса к индивидуальным образовательным траекториям, но вместе с тем поиск, особенно на старших курсах, источников своего становления и развития в рамках собственного информационно-образовательного пространства, вне родной Альма-матер. Заключение. В рамках студентоцентрированного подхода в современном образовании студенческая субъектность рассматривается как динамическая характеристика и выступает не только как фактор взаимодействия с образовательной средой, но и способ ее преобразования. Включенность студентов в образовательный процесс обусловливается их мировоззренческими установками, ценностными ориентациями, социальными ожиданиями, которые значительно меняются в процессе учебы, подчас в сторону ее деструктивности.

DOI: 10.15372/PHE20210204
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину