Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 54.173.214.79
    [SESS_TIME] => 1711637681
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => e9c95718bbcda28ff75835ed964cb2e8
    [UNIQUE_KEY] => ad1cf56f8664347080530d1d3aab1532
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2020 год, номер 3

ПРОБЛЕМА ВЗАИМОНЕПОНИМАНИЯ И САМОНЕПОНИМАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ И ТРАНСЛЯЦИИ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ СТРУКТУР

О.В. Шимельфениг
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Саратов, Россия
shim.ov@mail.ru
Ключевые слова: понимание, сюжетно-игровая картина мира, объект, субъект, двуединство, взаимодействие, understanding, plot-game picture of the world, object, subject, dual unity, interaction
Страницы: 83-101

Аннотация

Введение. Демонстрируется масштабность и глубина проблемы взаимонепонимания и самонепонимания на мировоззренческом уровне путем обращения к опыту известных мыслителей, ученых и деятелей культуры. Недооценка остроты этой проблемы имеет место и в сфере образования. В настоящем исследовании предлагаются пути ее решения на основе сюжетно-игровой концепции реальности. Методология и методика исследования основаны на категориальном аппарате сюжетно-игровой парадигмы, главной особенностью которой является предложение добавить к пространственно-временной модели мира третий параметр - индивида, в каждое мгновение по-своему воспринимающего первые два аспекта:пространство и время - как определенный сюжет. Тем самым искусствоведческие понятия сюжета, сценария и игры обобщаются до уровня философских категорий и одновременно естественно-научных терминов - «сквозных» единиц Бытия. Таким образом, на основе установок, в основном не контролируемых сознанием, формируется поведение множества людей, что и приводит обычно к конфликтам и катастрофическим последствиям для общества и природы. Здесь выявлены типичные, действующие подсознательно, операционные схемы мышления, что дает возможность отрефлексировать процесс формирования тех или иных умозаключений. Результаты исследования. Рассмотрены стереотипы мышления, которые создают принципиальные препятствия к взаимопониманию и самопониманию: автоматическое наложение на почти любую ситуацию «закона исключенного третьего» на основе неконтролируемого выбора всего лишь двух произвольно и бессознательно выхваченных альтернатив; вера в «объективную» истинность своей предпочитаемой альтернативы; неузнавание в чужой формулировке собственных идей; эффект невосприимчивости иного; синдром завышения степени взаимопонимания ввиду употребления вроде бы одних и тех же слов без учета их индивидуальной интерпретации; невидение тотальной процессуальности реальности; невидение связи мышления и реальности, которая осуществляется посредством попыток реализации своих сценариев, в том числе и автоматически, без контроля сознания. Заключение. Знание этих неконтролируемо работающих стереотипов дает возможность превратить их в осознанно применяемый инструмент, адекватный конкретным ситуациям, что достигается практикой удержания внимания на процессуально-сюжетных целостностях разных пространственно-временных масштабов с обязательным включением в сценарий самого автора с его картиной мира, определяющей в конечном счете его мысли и действия.

DOI: 10.15372/PHE20200305