Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.93.59.171
    [SESS_TIME] => 1711621473
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 40eb1bca7750d0cc7d2f7c208aa2f3b0
    [UNIQUE_KEY] => e30310619e2b524626ea9ac5a574a4b3
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2020 год, номер 3

РАЗВИТИЕ ЦЕЛОСТНОЙ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА ПОСРЕДСТВОМ КАТЕГОРИАЛЬНО-ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ

Л.И. Крупина1, Е.И. Баронская2
1ООО “Консалтинговый центр “25 кадр””, Кемерово, Россия
yatsuta@yandex.ru
2ГОО "Кузбасский РЦППМС "Здоровье и развитие личности"", Кемерово, Россия
Ключевые слова: категории, мышление, понятие, культурно-исторический подход, единство интеллекта и аффекта, система категорий, категориальная методология, системность, осознанность, целостная природа человека, categories, thinking, concept, cultural and historical approach, unity of intellect and affect, category system, categorical methodology, system, awareness, integral human nature
Страницы: 21-46

Аннотация

Введение. Цель статьи - раскрытие роли категориальной методологии в развитии целостной природы человека, начиная с младенчества. Актуальность выбранной темы заключена в реализации связей современного образования с теорией познания и системой диалектических категорий, одномоментно выполняющих функцию объекта, на который направлена деятельность испытуемого, и средства, организующего эту деятельность. Суть проблемы исследования - овладение процессом развития целостной природы человека, единством аффекта и интеллекта посредством универсальных форм и категорий как результата 1000-летнего опыта становления человечества и исторического пути культуры. Методология и методика исследования. Исторический экскурс в литературно-философское наследие, начиная от Древнего Востока, пифагорейской, платоновской и аристотелевской школ, и анализ современных научных исследований позволили определить объект исследования - универсальные формы мысли; предмет исследования - система категорий как средство развития целостной природы человека. Методологическим основанием исследования является категориально-диалектический подход. Изучение динамики овладения аффектом, опосредованными интеллектуальными процессами и множественностью связей осуществлялось в ходе осмысления литературного, научного и педагогического содержания субъектами образовательного процесса в возрасте от 4 до 55 лет. Смысловое строение сознания изучалось при помощи «Методики предельных смыслов» Д. А. Леонтьева, процесс овладения опосредованными интеллектуальными функциями и операциями - посредством методики предельных переходов Л. И. Крупиной. Результаты исследования. Использование категориальной методологии при осмыслении изучаемого содержания обеспечило овладение учащимися 11 класса в процессе изучения темы «Электромагнетизм» полнотой связей всеобщих понятий научной электромагнитной картины мира посредством развития аффекта, управляющего опосредованными интеллектуальными операциями; переход от одного аффекта к другому у детей от 4 до 13 лет в процессе осмысления содержания древнегреческих мифов, первоначальной встречи с категориями и самостоятельного выявления новой системы категорий; понимание условий перехода от классического к категориальному подходу в образовании научных понятий у студентов и преподавателей. Заключение. Теоретическое и практическое значение исследования состоит в выявлении критериев развития мыслительного процесса субъектов образования, реализации механизмов развития опосредованных психических функций, синтезе линий онтогенеза как основания развития личности ребенка. Новизна исследования - в реализации категорий как мыслительных форм в развитии целостной природы человека. Система категорий как средство развития понятийного мышления также способствует овладению собственным поведением. Дальнейшая реализация категориального подхода ориентирует на создание новых методик и программ развития целостной природы человека в различных сферах профессиональной деятельности.

DOI: 10.15372/PHE20200302