ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
Е.А. Крутько1, З.И. Аксянова2, Ю.С. Островая2
1Сибирский институт управления, Новосибирск, Россия e.a.krutko@mail.ru 2Новосибирский государственный университет экономики и управления, Новосибирск, Россия sibzem@gmail.com
Ключевые слова: иностранный язык, информатизация образования, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, субъект обучения, foreign language, informatization of education, internal motivation, external motivation, subject of learning
Страницы: 165-175
Аннотация
Введение. Формированию личности, способной использовать свои возможности в любой области, должны служить инновации в образовании. Информатизация современного образования становится неотъемлемой составляющей учебного процесса, приводит к изменениям традиционных подходов, методов и организационных форм обучения в изучении иностранных языков. Целью статьи является анализ методов и подходов активизации мотивации в условиях информатизации при изучении иностранных языков с разных точек зрения: от учебно-познавательной работы через учебно-исследовательскую к учебно-профессиональной. Обзор научной отечественной и зарубежной литературы показывает, что формирование мировоззрения современного человека происходит через особую среду интерактивно-мобильной коммуникации разнообразных субъектов деятельности. Методология и методика исследования. Исследования, рассматривающие способы повышения мотивации с разных точек зрения (психологической, педагогической, социологической) российских и зарубежных ученых, послужили теоретико-методологической базой, а многочисленные методы и технологии преподавания иностранного языка в неязыковом вузе (например, технология Task-based Learning and Teaching, метод кейс-стади, метод проектов, технология Edutainment и др.) помогли выявить эффективные способы, мотивирующие студентов к изучению нового материала. Результаты исследования. Преподавателю сегодня приходится задействовать механизмы внутренней мотивации для реализации учебно-познавательной работы, основанной на интересе индивида к выполнению предлагаемой деятельности. Ведущий принцип автономии обучаемого используется для реализации учебно-исследовательской деятельности, а учебно-профессиональная деятельность при обучении иностранному языку должна планироваться как средство достижения внешних целей. В статье раскрыты основные педагогические условия актуализации мотивации при обучении иностранному языку в современной образовательной парадигме, механизмы внутренней и внешней мотивации через информационно-коммуникационные технологии. Заключение. Иноязычное образование в неязыковом вузе должно быть дифференцированным и индивидуализированным для лучшей мотивации всех субъектов обучения, понимания смысла реализации учебной деятельности самим обучающимся. Таким образом, перед преподавателями иностранного языка стоит первостепенная задача - разработать подходы, способствующие повышению мотивации субъектов обучения и определяющие успех учебного процесса в освоении иностранного языка.
DOI: 10.15372/PHE20190311 |