Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 54.89.70.161
    [SESS_TIME] => 1711645880
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => eab7f70f3a45b2d5fb4ca682c64557b4
    [UNIQUE_KEY] => cd0114d539fae93dcdabfd89dff85bd1
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Профессиональное образование в современном мире

2019 год, номер 3

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНФЛЯЦИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ: СОЦИАЛЬНО-ФУТУРИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

С. И. Черных1, А. Д. Рассказов2
1Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Россия
2chernych@mail.ru
2Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, Красноярск, Российская Федерация
rasskazov.ld@gmail.com
Ключевые слова: образование, профессия, обучение, адаптация, перспективы человека (индивида), человеческий капитал, труд, над профессиональные умения и навыки, профессионализация как процесс и как результат, Education, profession, training, adaptation, perspectives of a person (individual), human capital, labor, professional skills, professionalization as a process and as a result
Страницы: 2948-2957

Аннотация

Философия баланса; новая экономика; пустой мир; NIBEP; новое просвещение; мировоззрение; ответственность за текущие кризисы и т. д. - этими конструктами сегодня все более и более заполняются самые различные исследования. Задачей нашей статьи является их более конкретное рассмотрение. Как соотносятся сегодня образование и тот абстракт, который именуется профессия? Что такое профессия? Дает ли сегодняшнее образование требуемое для профессионализации как жизненно-смыслового процесса? Каждый из этих вопросов требует сегодня отдельного анализа, но если сводить возможные ответы на них в одной статье, то вполне ясно, что в качестве методологического здесь возможен только междисциплинарный подход с его синергетическим эффектом. Сегодняшняя реальность отчетливо указывает на то, что новые технологии развиваются быстрее, чем система образования, а человеческий капитал отстает в темпах своей адаптации. Изменение потребности в профессиях и навыках приводит к тому, что трети работников к 2022 году придется переучиваться. Сохраняет ли понятие «профессия» свой онтологический статус сегодня? Что необходимо для сохранения статуса профессии как субъективной ценности и средства достижения индивидуального блага? Что делает (или не делает) для этого современная система образования - основного процессора для воспроизводства профессий? В перспективе отношение «человек - робот» изменит современный «мир профессий» от текущего соотношения «71-29» на « 58-42» и масса профессий окажутся невостребованными. Обсуждая эти проблемы, авторы приходят к выводам о том, что если современное образование будет развиваться в сторону узкой специализации, то перспективы воспроизводства человеческого капитала будут носить тупиковый характер. Неслучайно основными мотивами «Come on! Capitalism, Chort - termism, Population and Destruction of the Planet» - последнего доклада Римского клуба является жесткая критика капитализма, отказ от материализма и редукционизма, призыв к новому Просвещению, декламация холистического мировоззрения и планетарной цивилизации. Основной тезис, разделяемый нами вполне и безоговорочно, состоит в том, что для будущего развития «Образование для экономики» и «Образование для личности» сводится к отрицанию абсолютизма принципа «Образование для трудоустройства». Новое образование - это мировоззрение, основанное на всем «спектре противоречивых и комплементарных перспектив», интегральности и взаимодополняемости, адаптации к культурным разнообразиям. То есть образование само превращается в профессию, основным статусирующим признаком которой, является воспроизводство субъекта (индивида) самим собой и для себя, определяя тем самым социальную и биологическую его эволюцию.

DOI: 10.15372/PEMW20190307