КОНВЕРГЕНТНЫЙ подход в формировании ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ
Р.Н. Афонина, Т.С. Малолеткина
Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Российская Федерация АRN1960@yandex.ru
Ключевые слова: конвергентный подход, естественно-научное образование, общекультурная мировоззренческая компетентность педагога, convergent approach, science education, general cultural ideological competence of the teacher
Страницы: 2683-2692
Аннотация
В статье показано, что применение общенаучного принципа соответствия позволяет рассматривать реализацию конвергентного подхода в образовательном процессе вуза как средство повышения уровня интеграции, актуальность и необходимость которого утверждается диалогическим взаимодействием естественно-научной и гуманитарной сфер культуры, образующих соответствующие системы научного знания. В современном образовании уже имеется опыт реализации конвергентных идей, такой подход имеет место в культурологической парадигме образования, компетентност- ной модели, реализуемой в настоящее время в системе высшего образования. Идея конвергенции, реализуемая посредством конвергентного подхода, коррелирует с фундаментальной целью современного образования по формированию целостного мировосприятия и научного мировоззрения будущего специалиста и гармонично вписывается в компетентностную матрицу современного образовательного процесса. В содержание ФГОС ВО включены не только предметные, но и общекультурные компетенции. К общекультурным компетенциям вместе с вопросами освоения общечеловеческой и национальной культуры относится опыт постижения научной картины мира. В ходе теоретического этапа исследования были разработаны в логике конвергентного подхода содержательные и технологические условия реализации дисциплинарного образовательного процесса. Вследствие реализации разработанных методических условий удалось обеспечить повышение уровня развития когнитивного, деятельностного и личностного компонентов общекультурных мировоззренческих компетенций обучающихся, что доказывает результативность этого образовательного процесса. Вместе с этим показателем результативности образовательного процесса с позиций его соответствия стандартам педагогического взаимодействия, учебной деятельности и педагогического воздействия является рост положительных проявлений со стороны студентов в образовательном взаимодействии. Показателями удовлетворенности субъектов образовательного процесса являются их положительные отзывы и мнения.
DOI: 10.15372/PEMW20190205 |