Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.209.209.28
    [SESS_TIME] => 1711658548
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 7fcd475233f3a5f0ec5711d1a4969e3b
    [UNIQUE_KEY] => 767760c2cc57af7a3f82043c994a13e5
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Профессиональное образование в современном мире

2019 год, номер 2

УЧИТЕЛЬ, УЧЕНИК И АДМИНИСТРАТОР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: УСИЛЕНИЕ АРХЕТИПА ИЕРАРХИИ

Ю.В. Грицков, Д.В. Львов
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Российская Федерация
grickov50@mail.ru
Ключевые слова: архетип корпоративности, архетип иерархии, университет, учитель, ученик, администратор, archetype of corporativity, archetype of hierarchy, university, teacher, student, administrator
Страницы: 2654-2662

Аннотация

Авторы статьи предприняли попытку рассмотреть последствия усиления роли администратора в современном образовательном процессе с позиций концепции архетипов коллективного бессознательного, позволяющей выявить бессознательные программы, на которые наслаивается культурно-символический опыт сознания. Произведён анализ взаимоотношений архетипических фигур ученика, учителя и администратора. Во взаимодействии учителя и ученика наблюдается динамичное относительно равновесное влияние архетипов корпоративности и иерархии. С одной стороны, оба равны в своём противостоянии миру и идентификации с одной и той же Мы-Самостью. С другой стороны, учитель заведомо имеет более высокий статус, наделяющий его даже определённой властью по отношению к ученику. Об учителе в определённом смысле можно говорить как о «проводнике» на территорию неявного знания, как о том, кто «запускает» в ученике программы коллективного бессознательного, в которых на архетипическом уровне закреплён опыт предыдущих поколений. Передача ученику закреплённого культурного кода, позволяющего достигать с другими членами сообщества необходимого уровня согласованности, является основной задачей, поставленной перед системой образования. Показано усиление в Новое время роли государства в образовательном процессе, привнёсшего фигуру администратора, что существенно усилило архетип иерархии. Это привело к таким следствиям: уменьшение самостоятельности социального института образования; искажение мотивов участников образовательного процесса с переориентировкой на формальные показатели, заданные внешней средой; формали­зация межличностных взаимоотношений участ­ников образовательного процесса; снижение чув­ства единения и сопричастности, формируемого архетипом корпоративности; усиление конкурен­ции между образовательными организациями; появление и расцвет различных форм дистанци­онного образования.

DOI: 10.15372/PEMW20190202