Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 107.21.176.63
    [SESS_TIME] => 1711675436
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => a4d9bb2acdcfa01e060757b8233ca841
    [UNIQUE_KEY] => 5b2870222b8ff9bf2564a8bb14de5149
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2019 год, номер 2

1.
ИДЕНТИЧНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: РЕТРОСПЕКТИВА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

В.В. Петров1,2
1Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия
v.v.p@ngs.ru
2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Новосибирск, Россия
Ключевые слова: информационное общество, общество знания, образовательная политика, образование, наука, университетские системы, information society, knowledge society, educational policy, education, science, university systems
Страницы: 5-19

Аннотация >>
Введение. В период перехода от индустриальной к информационной траектории развития российская высшая школа столкнулась с серьезным кризисом: с одной стороны, под влиянием внешних факторов в отечественную систему образования внедряются подходы, технологии и практики, которые хорошо зарекомендовали себя в ведущих университетах мира, а с другой стороны, «качественного» прорыва в отечественном образовании пока не происходит. Цель работы - выявить причины, сдерживающие повышение репутации отечественных вузов на мировом образовательном рынке в условиях информационного общества и формирующегося общества знания. Методология и методика исследования. Для достижения обозначенной цели проведен философский анализ специфики развития отечественной образовательной системы. Метод философской концептуализации позволил представить новый уровень анализа развития образования и преодолеть разрозненность подходов к его исследованию. Социокультурный и культурфилософский подходы, применяемые в работе, дали возможность обобщить ценностный характер полученных теоретических материалов. Результаты исследования. Обосновано, что развитие образования в рамках советской модели серьезно ограничивалось индустриализационным подходом, который не отвечал требованиям информационного общества и формирующегося общества знания, что, в конечном итоге, привело к кризису системы. Обозначены сильные и слабые стороны отечественного образования, которые сформировались исторически и определяют идентичность российской образовательной системы; выявлены положительные элементы предыдущего опыта развития отечественной образовательной системы, которые могут эффективно использоваться в условиях информационного общества и формирующегося общества знания. Заключение. Сделан вывод о том, что, если окажется возможной вдумчивая адаптация лучшего отечественного опыта развития университетских систем, удачно реализованная на базе отдельных университетов, к современным социокультурным условиям, это может способствовать интенсивному развитию системы образования в соответствии с требованиями информационного общества и формирующегося общества знания и, как следствие, повышению репутации отечественных университетов на мировом образовательном рынке.

DOI: 10.15372/PHE20190201


2.
ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ: ПРОБЛЕМЫ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ СОРАЗМЕРНОСТИ

М.Н. Дудина
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
mndudina@yandex.ru
Ключевые слова: феномен неопределенности, антропологический принцип, антропологическая соразмерность, антропологическая несоразмерность, ценностные ориентации, ассертивность, избирательность, В«забота о себеВ», uncertainty phenomenon, anthropological principle, anthropological proportionality, anthropological disparity, education, personality, values, assertiveness, selectivity, В«taking care of oneselfВ»
Страницы: 20-35

Аннотация >>
Введение. Целью статьи является актуализация антропологического принципа личностно-ориентированной модели образования в условиях неопределенности. Цифровая цивилизация, стремительное распространение информационных технологий, радикально меняющих жизненное и образовательное пространство, увеличивают масштаб и глубину неопределенности настоящего и будущего. В результате возникает потребность в обосновании актуальности исследования смысложизненных ценностей в условиях неопределенности как необходимости практики «заботы о себе» в измерениях антропологической соразмерности/несоразмерности. Методология и методика исследования. Обзор философской, социологической, психологической и педагогической литературы ориентирует на анализ сущности цифровой цивилизации, связанной с развитием «умного производства» (smart manufacturing), которой должно соответствовать образование (smart education). Результаты проведенного исследования являются актуализацией антропологического принципа в условиях неопределенности, интерпретацией понятий «антропологическая соразмерность» и «антропологическая несоразмерность» в образовании, реализующем личностно-ориентированную модель, что и обусловило использование философско-методологической базы для применения методик, позволяющих выявлять потенциал и риски личностного развития студентов в условиях неопределенности, корреляцию смысложизненных и ценностных ориентаций, уверенности в себе, «заботы о себе» и др. Результаты исследования. В обществе, ориентированном на самоактуализацию, самопроектирование и самореализацию в условиях свободы и ответственности, нарастает враждебность, агрессивность, абсурд существования, потеря смысла жизни, «психический мораторий» (Г. Марсель, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю, В. Франкл, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Эриксон, Л. Колберг, Ю. Хабермас). Подобное экзистенциальное измерение продуктивно в практике «заботы о себе», субъектности, рефлексии знаний о себе, механизмах заботы о себе, корреляции с заботой о других (Платон, М. Фуко, С. С. Хоружий, Г. И. Петрова и др.). Проведенный анализ данных теоретических положений обусловил эмпирическое исследование студентов университета, которое включило блок методик, позволяющих выявить корреляцию смысложизненных ценностных ориентаций, основанных на антропологической соразмерности «уверенности в себе» и «заботы о себе» и др. Заключение. Предлагаемые автором критерии и показатели имеют теоретическое и практическое значение для образования, могут быть адаптированы к его разным уровням в целях, содержании и технологиях, способствующих успешному развитию личности. Благодаря компетентному пониманию антропологической соразмерности/несоразмерности внешних и внутренних факторов ситуации неопределенности, свободы выбора себя и ответственности можно по-новому интерпретировать понятия «культура полезности» и «культура достоинства».

DOI: 10.15372/PHE20190202


3.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

М.О. Кучеревская
Новосибирский государственный педагогический университет
keymarina@mail.ru
Ключевые слова: непрерывное образование, принципы непрерывного образования, образование на протяжении всей жизни, законодательство в области образования, компаративистика, дополнительная образовательная программа
Страницы: 36-51

Аннотация >>
Введение. Статья посвящена проблемному полю сравнительной педагогики, изучению тенденций развития современного образования. Цели - проанализировать содержание норм российского законодательства, отвечающих принципам идеи «непрерывного образования», изучить актуальные в отечественной компаративистике сравнительно-педагогические исследования, посвященные проблеме обучения на протяжении всей жизни. Методология и методика исследования. Исследование построено с опорой на историческую и сравнительно-правовую методологию, позволяющую сравнивать и анализировать исследуемый вопрос в исторической динамике, аргументировать выводы нормами законодательства в области образования. Взгляды первых исследователей проблемы подчеркивают актуальность изучения проблематики обучения на протяжении всей жизни на международном уровне с конца ХХ в. по настоящее время. Результаты исследования. Статья построена с учетом развития идеи «непрерывного образования» в России и за рубежом. Перечислен состав элементов, обеспечивающих идею непрерывного образования. С опорой на исследования отечественных и зарубежных компаративистов описана история становления идеи «непрерывного образования», обобщен состав ее принципов. Каждый принцип интерпретирован через положения двух документов российского законодательства в области образования: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. Заключение. Проведенный анализ положений основных нормативных документов сферы образования позволяет сделать вывод о высоком качестве сопровождения принципов непрерывного образования нормами современного законодательства Российской Федерации в области образования. Создание условий для функционирования и развития в России новых типов и видов учреждений системы непрерывного образования - тенденция современной государственной политики в области образования.

DOI: 10.15372/PHE20190203


4.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ, ВЛАСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ СМЕНЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПАРАДИГМЫ

О.Э. Пучков
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия
opop505@gmail.com
Ключевые слова: образовательная система, власть, управленческие механизмы, властная структура, социальный институт, система управления, educational system, power, management mechanisms, power structure, social institute, management system
Страницы: 52-68

Аннотация >>
Введение. В статье исследуется власть как определенная система управленческих механизмов, которая приобретает новые черты в переломные периоды истории. Кардинальная смена социокультурной парадигмы принципиальным образом отражается и на образовании. В статье показано, что в современном образовании появляются особенности, которые обусловлены глобальными тенденциями. Многие характерные для образовательной системы особенности в условиях глобализации приобретают универсальный характер. Автор рассматривает власть как базис любой социальной системы, представление о которой формируется уже в школе. В статье также анализируются особенности властных структур, которые максимально проявляются на уровне взаимоотношений между государством и обществом. Образовательная система аккумулирует в себе многие черты традиционной власти в России, однако в современном мире наблюдается трансформация основных социальных структур. Для формирования у подрастающего поколения гармоничного мировоззрения большое значение имеет деятельность представителей власти. В частности, характерные для классического образования субъект-объектные отношения в образовательном процессе все чаще приобретают характер субъект-субъектных. Методология и методика исследования. Методологическим базисом статьи являются общенаучные подходы, связанные с особенностями образования как социального института. Кроме того, максимально используются ведущие методы, которые применяются для познания социальных процессов. К примеру, благодаря сравнительно-историческому методу появилась возможность выделить тенденции, характеризующие современную социальную действительность. Он позволяет сравнивать ситуацию, сложившуюся в образовательной системе, с другими общественными процессами. Автор статьи показывает пределы использования зарубежного опыта при проведении социальных реформ. Применение совокупности указанных методов, а также использование философско-теоретического базиса позволило достигнуть цели, заявленной в статье. Результаты исследования. Реальное снижение уровня социальной напряженности в обществе во многом обусловлено несовершенством управленческих механизмов, отстающих от требований времени. В образовательной системе подобные проблемы могут спровоцировать новые кризисные явления, проявление последствий которых возможно в будущем. В статье показано, что приоритетной становится проблема, связанная с эффективным контролем за действиями власти. Большое значение также приобретают различные пути совершенствования властных механизмов на базе исторических традиций. По мнению автора, оптимизация властных структур во многом обусловлена формированием глобально-регионального мира, основа которого закладывается на уровне образовательной системы. Сложившиеся в обществе традиции позволяют создавать оптимальные властные структуры, которые в полной мере проявляются в образовательной сфере конкретного региона. В частности, фактически упраздняется разница между субъектами и объектами образовательной деятельности. На базе анализа различных концепций автор приходит к выводу, что социальные трансформации требуют новых управленческих подходов к образовательному процессу. Заключение. Система власти в любой стране тесным образом связана с образовательной системой, что актуализирует необходимость изучения мирового управленческого опыта. Тем не менее оптимизация системы управления и образования в эпоху смены социокультурной парадигмы предполагает учет исторических традиций конкретного общества. Именно поэтому в ближайшем будущем будет закономерно возрастать роль гуманитарного образования в процессе выработки новой концепции власти и образования.

DOI: 10.15372/PHE20190204


5.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

Н.Н. Власюк
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
nnvlasuk@ngs.ru
Ключевые слова: воспитание, образование, устойчивое развитие, философия образования, гражданин, education, upbringing, sustainable development, philosophy of education, citizen
Страницы: 69-80

Аннотация >>
Введение. В статье рассматриваются концептуальные идеи устойчивого развития, которые, по мнению автора, важны для современной системы воспитания. В осмыслении концепции устойчивого развития сфере воспитания отводится особая роль, поскольку именно воспитание формирует моральные принципы, отвечает за социальное целенаправленное создание условий для развития человека (его способностей и возможностей), для подготовки его к жизни в обществе. Методология и методика исследования. Сложные и многосторонние проблемы воспитания в современном обществе требуют междисциплинарного исследования, основанного на социально-философском подходе и методологии философии образования, с помощью которой определяются тенденции, влияющие на формирование концепции современного воспитания личности в контексте устойчивого развития общества. В качестве концептуальной идеи построения и жизнеустройства общества устойчивого развития рассматривается идея единства мира. Результаты исследования. Выявлены концептуальные идеи для устойчивого развития общества, которые следует учитывать при формировании концепции современного воспитания: прежде всего, идея единства мира - для осознания своей принадлежности к человечеству и его исторической судьбе; другим основанием для новой модели воспитания является идея многообразия культур, делающая акцент на формировании культуры межнационального общения. Заключение. Воспитание в условиях глобализации приобретает новые общественные функции. Сумеет ли Россия воспринять новые идеи и ценности устойчивого развития? В этом контексте автором обосновывается важность концептуальной идеи воспитания гражданина, действующего по принципу «мыслить глобально, действовать локально».

DOI: 10.15372/PHE20190205


6.
МОДЕРНИЗАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ КАЗАХСТАНА: СОВРЕМЕННЫЕ КОНТЕКСТЫ ПРОБЛЕМЫ

Г.А. Алпыспаева, К.Ж. Нурмуханова, Ш.К. Оспанова
Казахский агротехнический университет им. Сакена Сейфуллина, Астана, Казахстан
galpyspaeva@mail.ru
Ключевые слова: Казахстан, модернизация высшего образования, миссия университетов, типологизация университетов, интеграция образования, глобальное образовательное пространство, Kazakhstan, modernization of higher education, mission of universities, typology of universities, integration of education, global educational space
Страницы: 81-99

Аннотация >>
Введение. В статье рассматривается проблема модернизации казахстанских университетов в условиях реформирования высшего образования страны в контексте концепции вторичной модернизации. Цели работы - выявить и обобщить основные направления и проблемные точки в модернизации университетов страны, обосновать изменение миссий, форм и содержание деятельности университетов. Методология и методика исследования. В методологической части исследование опирается на концептуальные положения западных теоретиков высшего образования (З. Бауман, М. Кастельс, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Х. Ортега-и-Гассет), в работах которых представлены теоретические проблемы эволюции университетов в условиях изменения парадигмы общественного развития. Методология исследования основана на общенаучных методах системного анализа национальных нормативных документов в области высшего образования, сайтов ведущих казахстанских университетов, а также методах сравнения и обобщения зарубежных исследований по проблемам модернизации университетов. Результаты исследования. Выявлены и охарактеризованы основные тенденции в модернизации университетов Казахстана, показаны особенности процессов трансформации классических университетов в исследовательские и предпринимательские, механизмы и сложности международной интеграции. Отмечается сохранение государственного контроля в системе национального высшего образования, выступающего сдерживающим фактором модернизации университетов. Отмечается также изменение организационной структуры и академического менеджмента в университетах в направлении развития университетской демократии. Обосновывается вывод о необходимости и практической значимости реализации социальной функции казахстанскими университетами, которые еще не стали в полной мере социальным институтом общества, каковым они являются на Западе. Заключение. Автор резюмирует, что модернизация университетов страны происходит в соответствии с принципами Болонского процесса и демонстрирует стремление университетов интегрироваться в глобальное образовательное пространство. Представлено обобщение выявленных основных направлений и проблемных точек в модернизационной деятельности университетов Казахстана.

DOI: 10.15372/PHE20190206


7.
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ОБРАЗОВАНИЯ И ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

А.С. Бегалинов1, М.С. Ашилова2, К.К. Бегалинова3
1Международный университет информационных технологий, Алматы, Казахстан
alibek557@inbox.ru
2Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана, Алматы, Казахстан
madina.almatytv@gmail.com
3Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Алматы, Казахстан
kalima910@mail.ru
Ключевые слова: глобализация, цифровизация промышленности, образовательная система, казахстанское общество, модернизация, информационные технологии, нанотехнологии, globalization, industry digitalization, educational system, Kazakhstan society, modernization, information technologies, nanotechnologies
Страницы: 100-112

Аннотация >>
Введение. В статье обосновывается значимость кардинального реформирования всей системы образования, обусловленного информатизацией, цифровизацией современного социума, под влиянием которых происходит развитие всех сфер жизнедеятельности общества. Образование, выступающее основой этих процессов, должно находиться в фарватере новейших изменений и достижений технического прогресса. Методология и методика исследования основаны на использовании разнообразных общефилософских методов, принципов: наблюдения, сравнения, анализа, обобщения, дедукции и т. д. Основным методологическим подходом выступает социокультурный подход, суть которого состоит в том, чтобы рассматривать образование в качестве основной сферы социальной жизнедеятельности человека, основы цифровизации общества. Результаты исследования. В ходе исследования выявлены основные тенденции развития современного образовательного процесса, связанные с дальнейшей информатизацией, цифровизацией всех элементов социально-экономической, духовно-культурной инфраструктуры общества. Показаны особенности современных новейших достижений технического, цифрового прогресса - хайтек-индустрии, нанотехнологии и т. д., в основе которых лежит образование. Поэтому к образованию предъявляются повышенные требования, что предусматривает модернизацию всей образовательной системы, включая и реорганизацию управления образованием. Заключение. Авторы приходят к выводу, что образование представляет собой ведущий социальный институт, который составляет основу социально-духовного, политико-экономического развития общества, особенно в эпоху глобализации и цифровизации. Образование должно соответствовать требованиям времени. Для этого необходима модернизация не только образовательной системы, но и других элементов социальной инфраструктуры. Развитие социальной модернизации будет зависеть от развития общества в целом, его возможности качественно изменяться, его способности выдержать испытание временем, историческим этапом своего бытия.

DOI: 10.15372/PHE20190207


8.
НЕКРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ДЕРМЕВАЛЯ САВИАНИ КАК КРИТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПРОГРЕССИВНУЮ ШКОЛУ ДЖОНА ДЬЮИ

М. Самуэль
Папский Католический университет Кампинаса, Кампинас, Бразилия
samuelms@gmail.com
Ключевые слова: Джон Дьюи, прогрессивная школа, историко-критическая теория, Дермеваль Савиани, John Dewey, Progressive school, Historical-critical theory, Dermeval Saviani
Страницы: 113-126

Аннотация >>
Введение. В статье рассматриваются основы прогрессивной школы Джона Дьюи и ставится под сомнение консолидированная критика, инициированная в Бразилии Дермевалем Савиани и направленная на концепцию образования Джона Дьюи. Предполагается, что если прогрессивная школа некритична, как это предусмотрено историко-критической теорией Дермеваля Савиани, то, возможно, его собственная теория также некритична, потому что она стимулирует критику, не опираясь на работы Джона Дьюи. Методология и методика исследования. При обзоре литературы не было найдено ни одного исследования, посвященного изучению работ Джона Дьюи, Дермеваля Савиани, или какого-либо обсуждения, освещающего опыт Бразилии. В связи с этим необходимо читать труды Джона Дьюи, а не только описывать их и ссылаться на них. Так можно выявить критерии методологического исследования. Результаты исследования. В статье приводится аргумент, что пять шагов историко-критической теории являются следствием пяти пунктов теории прогрессивной школы. Заключение. Критика прогрессивной школы со стороны Савиани без ссылок на тексты Джона Дьюи выглядит необоснованной. Однако это не только методологическая слабость, но и достоинство. Основной проблемой такого рода слабости, учитывая авторитет Дьюи, является влияние, оказываемое на других авторов, как в случае Сильвейры.

DOI: 10.15372/PHE20190208


9.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ПОДГОТОВКИ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ

И.В. Юдин1, М.Р. Москаленко2
1Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт», Москва, Россия
ivanyudin@yandex.ru
2Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия
max.rus.76@mail.ru
Ключевые слова: индивидуальные образовательные траектории обучения, подготовка ценностно-ориентированных специалистов, individual educational learning paths, training value-oriented specialists
Страницы: 127-137

Аннотация >>
Введение. В современных российских вузах по примеру зарубежных университетов в том или ином виде вводятся индивидуальные образовательные траектории обучения для улучшения подготовки выпускаемых специалистов. Каким образом это нововведение может способствовать решению такой актуальной задачи, как формирование высоких морально-нравственных качеств и профессиональной этики будущих специалистов, и воспитанию у них соответствующих ценностных ориентаций? Как показывает практика, несоблюдение норм профессиональной этики и низкая степень социальной ответственности - достаточно распространенная проблема в работе молодых специалистов. В связи с этим возникает вопрос влияния образовательной среды на воспитание морально-нравственных качеств будущих специалистов. В современных вузах по сравнению с советским периодом значительно изменилась сама духовная атмосфера: преобладает утилитаристский, коммерческий подход к образованию; усиливается бюрократизация и формализация; меняются ценностные ориентации обучающихся в сторону потребительского и гедонистического отношения к жизни. Каким образом в данных условиях индивидуализация обучения может улучшить ситуацию с воспитанием морально-нравственных качеств будущих специалистов, развить у них соответствующие ценностные ориентации? Статья направлена на изучение данного круга вопросов. Методология и методика исследования. Ведущими методами исследования обозначенной проблемы являются анализ и синтез философско-педагогических подходов к внедрению индивидуальных траекторий обучения и возникающих в связи с этим вопросов подготовки ценностно-ориентированных специалистов в российских вузах. Результаты исследования. Выявлены основные проблемные моменты, связанные с подготовкой ценностно-ориентированных специалистов при внедрении индивидуальных образовательных траекторий: слабое развитие способности к самообразованию у учащихся; сложности организационного плана; недостатки в организации воспитательно-педагогической работы со студентами; негативное влияние социальной макросреды на духовно-нравственную атмосферу вузов. Заключение. Для улучшения ситуации необходимы комплексная работа по улучшению духовно-нравственной атмосферы в российских вузах; пересмотр идейно-ценностных приоритетов при преподавании гуманитарных дисциплин; более широкое применение дифференцированного подхода к обучению.

DOI: 10.15372/PHE20190209


10.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Г.А. Касатова, Т.А. Аверьянова, Ю.С. Седова
Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия
gal-kasatova@yandex.ru
Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональная компетентность бакалавров, художественная обработка камня, практические занятия, педагогические условия, формирование профессиональной компетентности, competence-based approach, professional competence of bachelors, artistic stone processing, practical classes, pedagogical conditions, the formation of professional competence
Страницы: 138-148

Аннотация >>
Введение. Анализ действующих обучающих программ и профессиональных характеристик бакалавров, а также учет требований к работнику на производстве позволяет сделать вывод о том, что существует ряд противоречий: между мотивами получения профессиональной подготовки и отсутствием стремления к дальнейшему самообразованию; между качеством полученной профессиональной подготовки и требованиями, предъявляемыми к выпускнику на производстве; между многокомпонентной структурой профессиональной компетентности и недостаточной разработанностью педагогических технологий формирования профессиональной компетентности. Актуальность представленного исследования состоит в изучении педагогических условий формирования профессиональной компетентности студентов вуза на практических занятиях по художественной обработке камня. Методология и методика исследования. Анализ исследований в области формирования профессиональной компетентности показал всю многогранность и неоднозначность этого понятия. Методологическую основу исследования составили компетентностный подход, который рассматривает профессиональную компетентность как значимую характеристику выпускника вуза; деятельностный подход, ориентирующий на формирование профессиональной компетентности в деятельности; личностно-ориентированный подход, рассматривающий обучающегося как субъекта образовательной деятельности. Теоретическими основами исследования являются труды, в которых уточняется сущность понятия «профессиональная компетенция», основанная на творческой деятельности, субъект-субъектном взаимодействии и целостном социально-профессиональном становлении личности обучающегося. Методика анализа результатов процесса формирования профессиональной компетентности студентов включает тестовые задания, опрос, наблюдение и экспертную оценку результатов творческой деятельности. Результаты исследования. В основу исследования была положена следующая гипотеза: формирование профессиональной компетентности студентов вуза будет результативным, если обоснованы, разработаны и реализованы в единстве педагогические условия: активизация мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности через расширение содержания практических заданий; вовлечение студентов в профессионально-творческую деятельность; рефлексия творческой деятельности студентов. Заключение. Процесс изучения уровня сформированности профессиональной компетентности у бакалавров происходит при оценке мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов. Вместе с тем развитие личности в профессиональном плане происходит наряду с формированием профессиональных компетенций, являющихся органичной частью общих компетенций, которые предполагают готовность личности к выполнению профессиональной деятельности в различных ее видах.

DOI: 10.15372/PHE20190210


11.
ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

А.Ю. Приходько
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
toni.prikhodko.10@mail.ru
Ключевые слова: модель здорового образа жизни, здоровье, модель рациональной жизнедеятельности, мотивация на здоровье, model of a healthy lifestyle, health, model of rational life activity, motivation for health
Страницы: 149-160

Аннотация >>
Введение. В статье рассмотрены способ формирования модели здорового образа жизни, ее апробирование на уроках физической культуры у старшеклассников, для которых важно иметь представление не только о рациональном образе жизни, но и деятельностном преодолении психофизиологических проблем собственной инертности. Методология и методика исследования. В ходе анализа научной литературы и обсуждения опыта сотрудников кафедры физвоспитания Новосибирского государственного педагогического университета были сформулированы наиболее точные определения следующих понятий: «здоровье» как процесса поддержания своего гомеостаза в условиях адаптации к различным факторам внешней среды, физическим, психическим и интеллектуальным нагрузкам; «здоровый образ жизни» как рациональный способ жизнедеятельности, нацеленный на сохранение и укрепление здоровья. Дана интерпретация результатов исследования и эксперимента. Исследование было основано на методологии диалектического материализма и прагматизма в образовании, также применялись общенаучные методы сравнения (анализа и синтеза); в рамках теоретического курса был проведен педагогический эксперимент. Результаты исследования. Осуществлен анализ отечественной литературы по вопросам укрепления здоровья и разработаны в соответствии с целеполаганием определения понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни». Исходя из понимания, что здоровье современных старшеклассников становится хуже (этот факт подтверждается данными Минздрава РФ), автор критически оценивает существующие образовательные программы по физической культуре и считает необходимым формировать знания школьника о модели рациональной жизнедеятельности, нацеленной на сохранение и укрепление здоровья. В ходе исследования площадкой для формирования знаний о модели здорового образа жизни стал каждый третий урок физической культуры, который был адаптирован в форме теоретико-образовательного блока. Заключение. На основании разработанных теоретико-методологических блоков работы со старшеклассниками и результатов деятельности экспериментальной площадки по формированию основ здорового образа жизни, автор пришел к выводу, что результативность организации и проведения различных форм физической культуры во многом зависит от качественного состояния учебно-физкультурной базы, высокого профессионализма педагогов и степени готовности учащихся вести здоровый образ жизни.

DOI: 10.15372/PHE20190211


12.
МОЛОДЕЖЬ В ЭПОХУ ПЯТОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УКЛАДА КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Т.А. Арташкина, В.В. Сокуренко
Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия
tam.artand@gmail.com
Ключевые слова: молодежь, молодежная культура, массовая культура, культура потребления, культура повседневности, технологический уклад, материальные основы массовой культуры, the youth, youth culture, mass culture, culture of consumption, everyday culture, technological wave, material foundations of mass culture
Страницы: 161-174

Аннотация >>
Введение. Целью исследования является изучение специфики феномена молодежной культуры, детерминированной современной культурой как формой бытия. Молодежь как большая социально-демографическая группа характеризуется присущей ей специфической культурой - сложным социально-культурным феноменом. Массовая культура, культура потребления и культура повседневности неразрывно связаны в молодежной культуре, материальной основой которой служат технико-технологические достижения третьего, четвертого и пятого технологических укладов. Теоретическую основу проведенного авторами исследования составили концепции Ж. Ж. Бодрийяра об обществе изобилия, а также концепции российских исследователей, занимавшихся проблемами культуры повседневности и культуры потребления (А. Н. Ильин, А. В. Костина, М. В. Луков, Б. В. Марков, А. Я. Флиер). Исходя из понимания культуры как формы бытия, авторы использовали концепцию технологических укладов, разработанную российскими (советскими) учеными (Н. Д. Кондратьев, Д. С. Львов, С. Ю. Глазьев). Методология и методика исследования. Методологическую основу исследования составили информационный и историко-генетический подходы, в рамках которых широко использовались методы теоретического (анализ, синтез, индукция) и эмпирического исследования. В качестве эмпирического метода выступил метод опроса как метод сбора первичной вербальной информации. Применяя опросный метод, авторы исходили из гипотезы о том, что современная молодежная массовая культура напрямую зависит от существующего материального уклада: современные гаджеты, компьютеры, молодежная мода являются конкретными признаками массовой молодежной культуры. Результаты исследования. Анкетный опрос проводился среди учащихся Дальневосточного федерального университета и пользователей сети Интернет. Авторы пришли к следующим выводам: в настоящее время замечен активный уход молодежной культуры от мозаичной морфологии субкультур, хотя непосредственно сам феномен молодежной культуры по-прежнему остается структурно-сложным; вектор трансформации современной молодежной культуры активно направлен в сторону ее массовизации; массовая молодежная культура обретает свойство амбивалентности. Заключение. В настоящее время молодежная массовая культура, опираясь на достижения четвертого и пятого технологических укладов, сама способна фундировать массовую культуру взрослых.

DOI: 10.15372/PHE20190212


13.
МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК КАТЕГОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

А.В. Селькова
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
selkova.av@gmail.com
Ключевые слова: иностранные студенты, культура, межкультурное взаимодействие, воспитание, foreign students, culture, intercultural interaction, upbringing
Страницы: 175-185

Аннотация >>
Введение. Набирающая обороты интернационализация образования актуализирует вопросы поиска эффективных механизмов межкультурного взаимодействия между субъектами воспитательной среды. Статья посвящена рассмотрению феномена «межкультурное взаимодействие» в современной социально-педагогической литературе. Цели статьи - конкретизация понятия «межкультурное взаимодействие», обоснование необходимости постановки проблемы относительно организации воспитания иностранных студентов в условиях межкультурного взаимодействия. Методология и методика исследования. Методологию исследования составляют положения культурно-исторической и антропологической концепций, что позволяет проследить интерпретацию феномена «межкультурное взаимодействие» на фоне развития педагогической практики. Результаты исследования. Выделены основные характеристики понятия «взаимодействие» в педагогике, намечены ключевые подходы к организации эффективного взаимодействия в воспитательном пространстве, определены педагогические условия эффективного взаимодействия. Заключение. Приведены основные принципы реализации воспитательных задач по формированию опыта межкультурного взаимодействия применительно к иностранным студентам.

DOI: 10.15372/PHE20190213


14.
СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

С.А. Прокопенко
Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск, Росси
sibgp@mail.ru
Ключевые слова: диссертация, идея, представление, смысл, сущность, знание, содержание, форма, структура, связь, значение, диссертант, квалификация, dissertation, idea, presentation, meaning, essence, knowledge, content, form, structure, communication, significance, candidate for a degree, qualification
Страницы: 186-206

Аннотация >>
Введение. Проблема повышения качества диссертаций и подготовки квалифицированных ученых не теряет своей актуальности. Анализ имеющихся научно-методических разработок по проведению диссертационных исследований показал противоречие между необходимостью существенного повышения качества диссертаций и слабой разработанностью сущности диссертации как особого научно-квалификационного продукта. Нынешняя теория диссертоведения нуждается в дальнейшей разработке. Предметом исследования в нашей статье выступает идея понятия «диссертация». Методология и методика исследования. При подготовке статьи были использованы системный и диалектический подходы, анализ и обобщение научных работ и методических пособий по методике подготовки диссертаций, структуре диссертационного материала, порядку оформления получаемых результатов. Выявление идеи диссертации проведено путем обобщения имеющихся определений понятия с последующим применением метода А. Шопенгауэра. Разработка структуры диссертации основывалась на методах структурно-функционального, системного и логического анализа. Результаты исследования. В процессе выполнения исследования была раскрыта и представлена схематически идея диссертации как логика выявления, выражения и воплощения нового представления в научное знание для улучшения действительности. Описаны три этапа проявления идейной логики. Показано, что идея диссертации оформляется особой структурой линейно-матричного типа. Первый блок ее элементов и связей выполняет функцию целеполагания, второй - функцию целедостижения. Структура обеспечивает построение научной системы по решению актуальной проблемы. Установлена связь структурных элементов диссертации с формируемыми профессиональными качествами ученого. Заключение. Вскрытые идея и структура диссертации объясняют ее особую научную ценность (новизна, обоснованность, достоверность, системность), большую общественную значимость (решение научной проблемы, подготовка ученого) и многовековую живучесть этого интеллектуального продукта. Соблюдение разработанной структуры обеспечивает диссертационному исследованию системный характер. Овладение методологией диссертационного исследования, личное прохождение всех его этапов, создание и защита диссертации ведут к освоению диссертантом духовных и практических навыков действенного выполнения функции ученого в обществе.

DOI: 10.15372/PHE20190214