Экономико-географические особенности отечественной топливно-энергетической промышленности в историческом контексте
Н.С. СИМОНОВ
ПАО «ФСК ЕЭС» SimonovNS@mes-centra.ru
Ключевые слова: топливно-энергетические ресурсы, географическое размещение топливных баз, топливно-энергетический баланс, транспортная инфраструктура топливно-энергетической промышленности, реформа электроэнергетики, энергоемкость валового внутреннего продукта (ВВП), fuel and energy resources, geographical location of fuel bases, fuel-energy balance, transport infrastructure of the fuel and energy industry, power industry reform, energy intensity of gross domestic product (GDP)
Страницы: 146-165 Подраздел: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ
Аннотация
В статье проводится анализ транспортной составляющей в цене энергоресурсов в различные периоды истории отечественной энергетики. По экономико-географическим особенностям преобладающей добычи (в тоннах условного топлива) данные периоды условно подразделяются на: «Донецко-Бакинский», «Донецко-Волго-Уральский» и «Западно-Сибирский». Доказывается, что возможности развития «Большой энергетики» критически зависят от географического размещения топливных баз и стоимости добычи и доставки каждого из используемых видов энергоресурсов к местам их потребления. Подчеркивается внимание руководства СССР к решению проблемы перманентного дефицита энергетических ресурсов: 1) перемещение наиболее энергоемких производств к источникам наиболее дешевой энергии; 2) переброска энергии в энергодефицитные регионы с помощью дальних электропередач сверхвысокого напряжения; 3) экономия энергии за счет экономического стимулирования и энергосберегающих технологий. Выдвигается предположение о том, что гигантская транспортная инфраструктура топливно-энергетической промышленности бывшего СССР продолжает посылать участникам рынка электроэнергии сигналы о возможных ошибках ценообразования.
|