Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.138.101.95
    [SESS_TIME] => 1713444603
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 715b62c58a2309f8e15a92765e85c31d
    [UNIQUE_KEY] => a58cd925c81e62f90f1493bfdfb0a58e
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Профессиональное образование в современном мире

2019 год, номер 1

КОММОДИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОЦЕССЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ

М.Р. Арпентьева1, А.И. Тащёва2, С.В. Гриднева3
1Гуманитарный институт североведения, Ханты-Мансийск, Югра, Российская Федерация
mariam_rav@mail.ru
2Психологическая служба Академии психологии и педагогики, Ростов-на-Дону, Российская Федерация
3Академия психологии и педагогики, Ростов-на-Дону, Российская Федерация
Ключевые слова: образование, бизнес, стандартизация, индивидуальность, коммодификация, смерть университета, компетентностный подход, education, business, standardization, individuality, university death, commodification, competence approach
Страницы: 2406-2420

Аннотация

Цель исследования - анализ процессов и результатов коммерциализации и коммодификации образования как ведущих тенденций современного российского и мирового образования. Методология и методы исследования: в работе осуществлен теоретический анализ проблем современного российского и мирового образования в контексте социально-психологического и практико-психологического осмысления его тенденций. Современный мир, сферы его существования и развития как одно из проявлений феномена глобализации, проходящей в контексте системного кризиса капиталистических отношений, переживает интенсивный рост процессов коммерциализации и коммодификации. Эти процессы наиболее значимы там, где коммерциализация, вопреки традициям и базовым смыслам той или иной практики, представляется субъектам естественной частью развития деятельности. Одной из таких сфер выступает сфера образования. Современное начальное, среднее высшее образование в странах бывшего СССР и многих иных бывших странах «социалистического лагеря» переживают интенсивный кризис. Они все больше деса- крализуются, все больше теряется их смысловая основа. Оно становится не институтом (ретрансляции и творчества) культуры и развития человека, не институтом заботы старшего поколения о младшем, а институтом продажи услуг по (транс)формированию «человека служебного». Коммерциализация в условиях десакрализации переходит в тотальную коммодификацию. Образование становится бизнесом по поставке «образовательных услуг». Государственная бюрократия, а также руководители корпораций и предприятий разных типов активно и планомерно вмешиваются в процессы образования. Их цель - навязать образованию, начиная с первых ступеней и заканчивая последними, свои схемы, ценности, форматы. Эти цели потребления и эксплуатации человеческих и иных ресурсов чужды образованию. В итоге отбор, воспитание и обучение профессиональных, соответствующих определенной организационной культуре кадров направлены на формирование специалистов, обладающих узко ограниченным, специальным набором знаний, позволяющим выполнять конкретные производственно-бытовые функции, но не дающим возможности человеку самореализоваться, сформировать и развивать себя как личность. Масштабное и агрессивное проникновение чуждых идей и структур отношений, захват образования идеологией и технологиями «рыночного» типа приводит к феномену «смертиуниверситета», иных ступеней образования. Системный кризис образования, деформации во взаимоотношениях человека с собой и миром - итог десакрализации, тождества невежества и отчужденности. Однако университеты и школы как специфические для каждого времени пространства диалога поколений, творческого диалога человека и культуры, продолжают развиваться. Изменяются их формы и уточняются в борьбе с консюмеризмом и коммодификацией их приоритеты, функции. Они продолжают существовать не как функции управления государством «безликими массами», не как функции эксплуатации человеческих ресурсов со стороны бизнеса, но как функции культурной трансмиссии и развития. Коммерциализация может выступать ситуативным и незначимым компонентом успешной работы университетов и школ, но не целью и не главным условием их жизнедеятельности.

DOI: 10.15372/PEMW20190104