ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ
К.Г. Кязимов
Академия труда и социальных отношений, Москва, Российская Федерация karl35@mail.ru
Ключевые слова: пенсионный возраст, геронтокультура, геронтообразование, люди пожилого возраста, личностное самоопределение, модель геронтообразования, дополнительное образование, retirement age, gerontology, training of old people, old people, self-identity, model of gerontological education, further training
Страницы: 2246-2254
Аннотация
В статье анализируются проблемы профессионального обучения и трудоустройства лиц пенсионного возраста. Показано, что предстоящая реформа пенсионной системы ставит на повестку дня проблему трудоустройства пожилых людей. Процессы, происходящие в социально-экономической жизни россиян, а также увеличение числа пожилых граждан в стране обусловливают необходимость формирования геронтокультуры общества, роли пожилых людей в социальном развитии. Основными целями геронтообразования являются подготовка к пожилому возрасту, выявление ресурсов для развития и вхождения в общественную жизнь для продуктивной деятельности в интересах личности, общества и государства. Утверждается, что необходимо решение проблемы подготовки граждан к выходу на пенсию. Предпосылкой обеспечения продуктивной занятости пожилых людей является выработка у них способности к непрерывному обучению и восприятию нового, чтобы они умели успешно решать свои проблемы, не полагаясь только на общественные и государственные органы. В статье показаны тенденции развития профессионального образования, которые должны учитываться при обучении людей пенсионного возраста. Эти тенденции включают преемственность, стандартизацию, демократизацию профессионального образования, а также его доступность, бесплатное общее образование, равенство в получении профессионального и высшего образования на основе способностей каждого, направленного на личностное развитие. Представлены профессиональные нормы, компетентностный подход в обучении квалифицированного персонала. Термин «компетенция» становится ведущим в оценке уровня квалификации работников - важнейшего критерия профессионального образования и интегрального показателя качества отечественных работников. По результатам исследования изложены меры по совершенствованию профессиональной подготовки и трудоустройства лиц пенсионного возраста.
DOI: 10.15372/PEMW20180412 |