Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 44.204.204.14
    [SESS_TIME] => 1711621610
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 287dcad8ed2b8ec6f32d66f32d2ea044
    [UNIQUE_KEY] => c479f869e10bdab16913541d5cc46fba
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Профессиональное образование в современном мире

2018 год, номер 3

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МАРКСА КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ И ИНЫХ ВЫХОДНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОТ СРЕДНЕГО К ВЫСШЕМУ ГУМАНИТАРНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

А.П. Сегал
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Российская Федерация
segal.alexander@gmail.com
Ключевые слова: Маркс, обществознание, социальный строй, теория и методология истории, прогноз и предвидение, компетенции, цель, Marx, social studies, social structure, theory and methodology of history, forecast and foresight, competences, aim
Страницы: 2032-2042

Аннотация

Автор подвергает анализу и систематизации причины нынешнего возрождения интереса к марксизму, к его исследовательскому и прогностическому потенциалу. На фоне этого интереса он ставит вопрос о степени понимания как системы воззрений К. Маркса, так и иных социально-философских концепций, и приходит к неутешительному выводу о преобладании профанных интерпретаций гуманитарного знания вообще и системы взглядов классиков марксизма в частности. Автор называет несколько причин такой ситуации. Школа фактически формирует «входные компетенции» для обучения в вузе. Среди них, во-первых, значительное социальное расслоение, уже сложившиеся социальные группы с противоположными интересами и, соответственно, взглядами на реальность. Если для одних важно применение знаний в процессе деловой активности, то для других проблему составляет отсутствие перспектив и минимальной социальной справедливости. Во-вторых, на качество восприятия гуманитарного знания влияет специфика подачи материалов в школьном курсе обществознания: внутренняя противоречивость, фрагментарность и бессистемность. В статье детально рассматриваются некоторые фрагменты учебного материала и выявляются их недостатки. Автор подчеркивает, что они определяются не столько работой авторского коллектива, сколько спецификой восприятия учеников, исследовательская активность которых находится на начальном этапе развития и сориентирована на эмпирическое восприятие и на анализ, а не на синтез теоретического знания. Опираясь на собственный преподавательский и исследовательский опыт, автор рассматривает возможные формы и направления изучения социальной философии Маркса в средней школе.. По мнению автора, методология Маркса, начала которой могут быть усвоены в средней школе, станет прекрасным инструментом подготовки к обучению в вузе, формирования ряда «входных компетенций», необходимых для обучения в классическом университете. Одной из таких компетенций является способность к целеполаганию. Автор обращает внимание на то, что цель - это элемент будущего в настоящем.

DOI: 10.15372/PEMW20180309