СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МАРКСА КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ И ИНЫХ ВЫХОДНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОТ СРЕДНЕГО К ВЫСШЕМУ ГУМАНИТАРНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
А.П. Сегал
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Российская Федерация segal.alexander@gmail.com
Ключевые слова: Маркс, обществознание, социальный строй, теория и методология истории, прогноз и предвидение, компетенции, цель, Marx, social studies, social structure, theory and methodology of history, forecast and foresight, competences, aim
Страницы: 2032-2042
Аннотация
Автор подвергает анализу и систематизации причины нынешнего возрождения интереса к марксизму, к его исследовательскому и прогностическому потенциалу. На фоне этого интереса он ставит вопрос о степени понимания как системы воззрений К. Маркса, так и иных социально-философских концепций, и приходит к неутешительному выводу о преобладании профанных интерпретаций гуманитарного знания вообще и системы взглядов классиков марксизма в частности. Автор называет несколько причин такой ситуации. Школа фактически формирует «входные компетенции» для обучения в вузе. Среди них, во-первых, значительное социальное расслоение, уже сложившиеся социальные группы с противоположными интересами и, соответственно, взглядами на реальность. Если для одних важно применение знаний в процессе деловой активности, то для других проблему составляет отсутствие перспектив и минимальной социальной справедливости. Во-вторых, на качество восприятия гуманитарного знания влияет специфика подачи материалов в школьном курсе обществознания: внутренняя противоречивость, фрагментарность и бессистемность. В статье детально рассматриваются некоторые фрагменты учебного материала и выявляются их недостатки. Автор подчеркивает, что они определяются не столько работой авторского коллектива, сколько спецификой восприятия учеников, исследовательская активность которых находится на начальном этапе развития и сориентирована на эмпирическое восприятие и на анализ, а не на синтез теоретического знания. Опираясь на собственный преподавательский и исследовательский опыт, автор рассматривает возможные формы и направления изучения социальной философии Маркса в средней школе.. По мнению автора, методология Маркса, начала которой могут быть усвоены в средней школе, станет прекрасным инструментом подготовки к обучению в вузе, формирования ряда «входных компетенций», необходимых для обучения в классическом университете. Одной из таких компетенций является способность к целеполаганию. Автор обращает внимание на то, что цель - это элемент будущего в настоящем.
DOI: 10.15372/PEMW20180309 |