ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И БИЗНЕСА КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
М.А. Абрамова1, А.И. Троцкая2
1Институт философии и права СО РАН, Новосибирск, Российская Федерация marika24@yandex.ru 2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Российская Федерация trockayaftip@yandex.ru
Ключевые слова: В«общество знанияВ», В«экономика знанийВ», модель университета, предпринимательский университет, человеческий капитал, В«society of knowledgeВ», В«economy of knowledgeВ», University model, business University, human capital assets
Страницы: 2011-2017
Аннотация
На основе анализа трансформации моделей университета авторами решается задача выявления тенденций по интеграции образования, науки и бизнеса с целью осознания того, насколько стратегии развития образования приближают общество к воплощению идеальной модели «общества знания», разработанной в середине ХХ в. и окончательно оформленной в работе П. Друкера в 1993 г. Авторами для решения задачи применены институциональный и структурно-функциональный подходы. Анализ выполнен на основе сопоставления зарубежного и российского опыта внедрения различных моделей университета, а также отслеживания тенденций в развитии образования и формировании потребностей общества к системе образования, начиная с 40-х гг. ХХ в. Особое внимание уделено зарубежным результатам внедрения модели предпринимательского университета (3.0), активно реализуемой в настоящее время в России. Опыт Великобритании и других стран показал, что данная модель, успешно реализуя механизм, который должен был приблизить общество к воплощению идеальной модели «общества знания», на самом деле создает предпосылки для еще большей дифференциации мегаполисов и периферии по критерию человеческого капитала. Таким образом, реализация механизма «экономики знания» без обеспечения гибкой политики в сфере образования и бизнеса скорее создает условия для деградации малонаселенных районов. Авторы делают вывод, что учитывая специфику России, ее большую протяженность и долю территорий с малой концентрацией населения, повсеместное стремление к созданию предпринимательских университетов является не только экономически неэффективным, но и губительным для сохранения человеческого потенциала регионов, что в результате создает определенную опасность для развития страны в будущем.
DOI: 10.15372/PEMW20180306 |