Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.233.223.189
    [SESS_TIME] => 1711632711
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 97bd33e976d12cec2ca77307ac8b2c70
    [UNIQUE_KEY] => 0e5c4870f2f2752b1cc463be5e3d3457
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2018 год, номер 3

РЕКОНСТРУКЦИЯ ПОНЯТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ФИЛОСОФСКОМ НАСЛЕДИИ Э. В. ИЛЬЕНКОВА

И.А. Ляшко
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Россия, 191186, г. Санкт-Петербург, ул. Наб. р. Мойки, 48
Ключевые слова: образование, педагогика, разумная дидактика, человек, личность, мышление, логический метод, понятие, философия, диалектический материализм, education, pedagogy, reasonable didactics, human, personality, intellection, logical method, concept, philosophy, dialectical materialism
Страницы: 100-112
Подраздел: ИЗ ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Аннотация

Введение . Многие исследователи в области образования, педагогики единодушны в том, что образовательный процесс есть не только обучение специалиста, но и воспитание личности. Проблема состоит в отсутствии единого понятия личности как цели образования, вследствие чего оказывается невозможной научная разработка педагогики: имеются педагогические школы, но нет метода науки педагогики. С этой точки зрения значимыми являются достижения советского философа Э. В. Ильенкова, исследовавшего проблему образования человеческой личности с точки зрения материалистической диалектики, позволившей ему избежать ограниченности эмпирического подхода и превратностей абстрактной филодоксии (дедукции теории из конечного предположения, убеждения, мнения). Благодаря этому наследие Ильенкова остается актуальным и может стать необходимым элементом педагогического образования, чего не произошло в том числе потому, что сам мыслитель не изложил теорию педагогики в виде последовательного учения. Несмотря на сегодняшнюю популярность фигуры философа и обширную литературу, посвященную его текстам, мы до сих пор не имеем обстоятельного анализа его точки зрения на образование, имеют место лишь обращения к отдельным сюжетам наследия. По этой причине нами была предпринята попытка реконструировать понятие образования на основе текстов мыслителя с целью изложения результатов. Методология и методика исследования . Показано, что Ильенков рассмотрел проблему образования человека, теорию педагогики и дидактические вопросы в их единой взаимосвязи, благодаря чему они могут быть осмыслены как моменты понятия. Несмотря на то что советский философ не развернул (в силу используемого им метода) спекулятивное понятие образования, оно заключено в его наследии имплицитно, что позволяет осуществить реконструкцию логическим методом. Таким образом, основные темы отдельных статей Ильенкова: образование личности, педагогические принципы и дидактические вопросы - рассмотрены как моменты понятия - всеобщее, особенное и единичное соответственно. Результаты исследования . В ходе исследования в работах Э. В. Ильенкова, посвященных вопросам становления личности и педагогики, обнаружены три узловые рубрики, предполагающие друг друга, то есть имманентно взаимосвязанные: 1) образование человека суть образование личности, происходящее в социальном взаимодействии; 2) педагогика - наука о целенаправленной организации условий образования мыслящей личности, исходящая из принципа конкретного тождества мышления и бытия; 3) дидактика - искусство педагога свободно организовать процесс воспитания личности. Таким образом, наследие Э. В. Ильенкова дает материал для развития спекулятивного, или положительно разумного, понятия образования, то есть научного (не произвольного или формального) определения предмета и разработки метода педагогики. Результаты исследования. Сделан вывод, что наследие Ильенкова может стать отправной точкой совместной работы философов, психологов и педагогов. Восприняв две ключевые установки советского мыслителя - серьезное изучение классической философии и понимание корня образования человека в мышлении - и развив его теоретическое наследие, специалисты смогут предложить отечественной системе образования современный метод воспитания талантливых людей и нравственных граждан.

DOI: 10.15372/PHE20180310