УРОВНИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: ДЕМАРКАЦИЯ ИЛИ СИНТЕЗ?
Е.А. Безлепкин
Институт философии и права СО РАН, 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева 8 evgeny-bezlepkin@mail.ru
Ключевые слова: унификация, объединение, интертеоретические отношения, синтез, редукция, физическая картина мира, scientific knowledge, theoretical level, empirical level, meta-theoretical level, theoretical loading thesis, standard concept of observation, reflexive transformation
Страницы: 55-62 Подраздел: Проблемы логики и методологии науки
Аннотация
Представление структуры уровней научного познания как совокупности эмпирического, теоретического и метатеоретического порождает проблему связи этих уровней. Существует два варианта ее решения: демаркация (содержательное обособление уровней и установление границы) и синтез (отрицание самостоятельности уровней, выделение общего). В статье поддерживается синтетическое решение, что обусловлено следующими моментами: во-первых, отсутствуют дефиниции и сущностные признаки каждого уровня; во-вторых, тезис о теоретической нагруженности опыта и критика стандартной концепции наблюдения показывают несостоятельность выделения эмпирического уровня. Введение понятия «рефлексивное преобразование» теоретического и эмпирического свидетельствует об условности демаркационной линии между соответствующими уровнями.
DOI: 10.15372/PS20170405 |