В«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»: НЕЙРОНАУКА ЗА ПРЕДЕЛАМИ НЕЙРОНАУКИ
А.А. Филатова
Донской государственный технический университет, 344000, Ростов-на-Дону, пл. Гагарина 1 asya_filatova@rambler.ru
Ключевые слова: нейронаука, критика нейронауки, культура мозга, функциональная магниторезонансная томография, визуализация мозга, нейронаука в масс-медиа, дисциплинарная интервенция, редукционизм, neuroscience, criticism of neuroscience, drain culture, functional magneting resonance imaging, brain imaging, neuroscience in mass media, disciplinary intervention, reductionism
Страницы: 106-121 Подраздел: Проблемы логики и методологии науки
Аннотация
В статье анализируются процессы интервенции нейронауки в различные сферы человеческой практики и познания, ведущие к формированию так называемой «культуры мозга». Автор обращает внимание на целый ряд феноменов, свидетельствующих об активной дисциплинарной экспансии нейронауки, которую можно наблюдать в последние десятилетия. Обозначаются три основных направления критического осмысления проблемы. Прежде всего указывается на теоретико-методологические недостатки самой нейронауки, поднимается вопрос критериев, позволяющих дифференцировать «хорошую нейронауку» и «псевдонейронауку», или «мусорную нейронауку». Освещаются вопросы о презентации нейронаучных достижений в масс-медиа и о влиянии сканов мозга, сделанных с помощью функциональной магниторезонансной томографии, на восприятие информации обывателями. Затрагивается также проблема социальной востребованности нейронауки и механизмов формирования такого общественного спроса на знания о мозге. Рассматривается факт проникновения нейронаучной терминологии и способов интерпретации в современное социально-гуманитарное знание, осмысливается природа данных редукционистских тенденций.
DOI: 10.15372/PS20170308 |