Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.215.177.171
    [SESS_TIME] => 1632198984
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 47e02c79b04d02ab3cdb4d8272bd591d
    [SALE_USER_ID] => 0
    [UNIQUE_KEY] => 64523068896007b357272740d3b746c5
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Гуманитарные науки в Сибири

2017 год, номер 3

КНИЖНАЯ ДЕМОНОЛОГИЯ И НАРОДНЫЕ МАГИЧЕСКИЕ ВЕРОВАНИЯ В СИБИРИ XVII-XVIII вв

О.Д. Журавель1,2
1Институт истории СО РАН, РФ, 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
helgazhuravel@gmail.com
2Новосибирский государственный университет, РФ, 630090, Новосибирск, ул. Пирогова, 1
Ключевые слова: сибирская агиография, народное христианство, одержимость, порча, демонология, судебно-следственные процессы, Siberian hagiography, popular Orthodoxy, possessions, spell, demonology, inquisitorial procedure
Страницы: 39-45
Подраздел: КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация

В центре внимания автора - демонологические мотивы ранней сибирской литературы («Сказания об Абалацкой иконе Богородицы», «Сказании о явлении Николая Мирликийского томскому гражданину Григорию»), отразившие феномен одержимости. В статье показано, что литературно-церковный дискурс существовал параллельно с практикой гражданских расследований. Литературные тексты сопоставляются с материалами сибирских судебно-следственных дел XVIII в. о колдовстве и порче. Автор рассматривает книжную демонологию как своеобразную интерпретационную и полемическую стратегию, направленную на борьбу с народной магией. Государственному преследованию запретных магических практик церковь противопоставила духовную проповедь, выраженную в памятниках письменности. Вопросы духовного просвещения совмещались при этом с насущными задачами утверждения культа местных святынь, что было важной частью религиозной политики Тобольского архиерейского дома. При всем различии языковых стратегий и механизмов борьбы с народной магией представители разных слоев сибирского общества принадлежали к одной народной-религиозной культуре, включающей в качестве неотъемлемой черты магические представления и практики.

DOI: 10.15372/HSS20170307