Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 54.84.65.73
    [SESS_TIME] => 1710827811
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => a2faefbb456c1ebdd3448e3374cf7736
    [UNIQUE_KEY] => b6bb70641d5566a69b476bdd7e39c68a
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2017 год, номер 3

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

П.И. Касаткин
МГИМО МИД России, 119454, Россия, Москва, проспект Вернадского, 76
pkas@mail.ru
Ключевые слова: образовательная политика, образовательное пространство, ценности, аксиология, философия образования, educational policy, educational space, values, axiology, philosophy of education
Страницы: 3-16
Подраздел: СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Концепт «образовательное пространство» в последние годы является одним из наиболее используемых в научной литературе. Тем не менее в вопросе его категориального определения на сегодняшний день нет методологического единства. В статье дается авторское понимание современного образовательного пространства, а также предлагаются критерии, которыми оно характеризуется. Материалом исследования выступили не только нормативные документы и прогностические оценки, принадлежащие ключевым институтам, ответственным за настоящее и будущее образовательной политики, но и сама образовательная среда (главным образом, отечественная). Такой подход позволяет выявить направленность изменений современного образования как социокультурного комплекса взаимодействий и практик. Для выявления характеристик и особенностей образовательного пространства автор обращается к анализу ключевых тенденций в современном образовании. Это позволяет, во-первых, определить систему координат, в которой находится образование, то есть топологические характеристики анализируемого явления; во-вторых, сделать вывод именно о пространственном характере образования как феномена социальной и политической реальности, обусловленный системностью и масштабностью современного образования во всех его формах (в том числе претензии на «образование в течение всей жизни»). Рост массовости образования сопровождается повышением индивидуального измерения в образовательном процессе, что означает формирование нового типа отношений (соотношения) внутри пространства - воспроизводства знаний и инноваций. Немаловажным фактором в процессе трансформации образовательного пространства является также широкое использование информационных и технологических средств, которое, вероятно, ускоряет процесс внедрения перемен. Вместе с тем географическое расширение (увеличение охвата) образовательного пространства может сопровождаться функциональным сжиманием и даже «отмиранием» определенных элементов. Анализ изменяющихся элементов позволяет автору выделить неизменное (во всяком случае, относительно стабильное) в образовательном пространстве. С точки зрения содержания образования речь идет об унифицированности, тенденции к устранению барьеров, адогматичности. Форма образовательных отношений и практик сохраняется, но сама форма - особенно существование традиционных иерархий «наставник - ученик» (или «профессор - студент») - по некоторым прогнозам может получить новое содержание. Наконец, на основе динамики развития образования автором делается вывод о том, что сегодня мы наблюдаем формирование принципиально нового образовательного пространства, отличного от эпохи модерна. Отдельное внимание уделяется аксиологической составляющей образования как необходимой компоненте будущего глобального образовательного пространства.

DOI: 10.15372/PHE20170301