Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 34.204.177.148
    [SESS_TIME] => 1711620214
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 92d94412320355bfdc5af4916b37b6df
    [UNIQUE_KEY] => d46161d5b91ca8b5389686bec99e505d
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2017 год, номер 2

ПРОБЛЕМЫ САМООРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДИНАМИЧНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ И СРЕДЫ

Л.И. Васильев1, О.Н. Заглядина2
1Уфимский государственный колледж технологии и дизайна, 450078, Россия, г. Уфа, ул. Чернышевского, 141
vasiljev-li@narod.ru
2Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 450000, Россия, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а
nlga@mail.ru
Ключевые слова: отношения, студент, среда, целостность, открытость, неравновесность, нелинейность, самоорганизация, синергетический подход, attitude, student, environment, integrity, openness, disequilibrium, nonlinearity, self-organization, synergetic approach
Страницы: 58-65
Подраздел: АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ-ВОСПИТАНИЯ

Аннотация

В настоящее время проблеме взаимодействия человека и среды посвящено большое количество публикаций. Это обусловлено в том числе и тем, что возникло новое виртуальное пространство - информационно-коммуникативная среда на основе сети Интернет. Реальное влияние сети трансформирует взаимоотношения людей, оказывает существенное влияние на становление личности. В этих условиях актуальны педагогические идеи, позволяющие выстраивать в университете образовательный процесс, ведущими характеристиками которого выступают сложность, открытость, неравновесность, нелинейность. Указанные понятия в совокупности определяют условия самоорганизации систем, субъектов. В ряде исследований обоснован тезис о том, что человек становится саморазвивающейся системой, когда он не только формируется в субъекта, принимающего решения в зависимости от внешних условий, но и становится субъектом для внешних обстоятельств, через которые преобразует и свои внутренние программы управления. В качестве основы моделирования специфических условий образовательной системы, побуждающей студента к самоорганизации могут рассматриваться особое видение природы человека, его структуры и законы внутреннего развития. Учеными, развивающими в своих исследованиях антропный принцип, обосновано, что образовательный процесс (процессы), направленный на самоорганизацию студента, должен содержать условия и факторы, актуализирующие все грани личности. Данные обстоятельства придают особое значение согласованному взаимодействию (совместным действиям) субъектов образования путем достижения синергии через функционирование в одном темпомире, в том числе через выстраивание «резонансного» обучения, через топологически правильные воздействия. В ходе педагогической деятельности преподаватели способны «резонансными» действиями закладывать механизм отбора наиболее удачных, личностно-ориентированных вариантов развития студентов. Это обстоятельство объясняется тем, что при варьировании начального воздействия на микроуровне могут возникать структуры, выступающие в качестве аттракторов, целей развития. Опыт практической работы показывает, что при таком подходе образовательный процесс представляет собой непрерывное единое движение, последовательную смену состояния системы, сочетание определенных последовательных действий по достижению личностно-ориентированного результата. Вовлечение студента в самоорганизующиеся образовательные процессы дает возможность формировать личность, способную жить в изменяющихся условиях социума. Поэтому познание процесса самоорганизации студента требует исследования данного явления с точки зрения системно-динамического подхода, с позиции способности человека обнаруживать и расширять собственное «пространство свободного движения».

DOI: 10.15372/PHE20170208