БУДУЩЕЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ИЛИ СИСТЕМНОСТЬ?
А.П. Сегал
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия segal.alexander@gmail.com
Ключевые слова: профессионализм, конкурентоспособность, образование, субъектность, системность, стратегия, прогноз, предвидение, услуга, производство человека, professionalism, competitiveness, education, subjectivity, systematicity, strategy, forecast, foresight, service, human production
Страницы: 783-791
Аннотация
Переход на коммерческую, рыночную основу не только привел к дезинтеграции единого комплекса «вуз-производство» с общим заказом на вузовский «продукт», но и существенно поменял отношение к самому этому продукту. Образование стало рассматриваться как услуга, а выпускник оказался вклиненным между вузом и производством, выступая в двойственном качестве: заказчика услуги и наемного работника. В этом контексте вопрос о конкурентоспособности высшего образования тоже приобретает двойственный характер, а решение этого вопроса представляется в одном случае недостижимым, а во втором - нежелательным. В настоящей статье предпринимается попытка проанализировать причины такого положения и возможные пути реинтеграции единой системы «вуз-производство». В статье подчеркивается, что при построении стратегии взаимодействия высшей школы и производства следует не ограничиваться организационно-технологическим аспектом, а учитывать социальные последствия стратегирования. Далее делается вывод, что восстановление единого пространства профессионального образования и производства возможно только при интегрирующей роли государства, выступающего по отношению к вузам как генеральный заказчик.
DOI: 10.15372/PEMW20170106 |