Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.119.107.161
    [SESS_TIME] => 1713567524
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 3454b20d8a84d888a1cd95d68cb8e22f
    [UNIQUE_KEY] => e81a3bac9048007fe3dc65df8142830a
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2016 год, номер 5

УЧЕБНАЯ ПОСТАНОВКА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНЫХ УМЕНИЙ РИСОВАНИЯ НАТЮРМОРТА

К.А. Кравченко
Новосибирский государственный педагогический университет, Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
kka-78@mail.ru
Ключевые слова: академический рисунок, натюрморт, ритм, пространство, композиция, конструкция, объем, academic drawing, still life, rhythm, space, composition, design, volume
Страницы: 148-156
Подраздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье автор отмечает, что обучение академическому рисунку в педагогическом вузе представляет собой процесс последовательного формирования и развития у студентов определенных профессиональных качеств (художественного восприятия, графических представлений). Изображение натюрморта в этом контексте создает условия не только для обучения студентов определенным практическим умениям и навыкам, но и для формирования целостной системы видения, восприятия и воспроизведения натуры. По мнению автора, грамотно составленная учебная постановка - это важнейшее условие организации процесса зрительного восприятия для изображения, которое используется с целью его профессионального развития. Каждый учебный натюрморт должен быть носителем определенных пространственно-ритмических закономерностей, тогда такая работа будет не просто «штудией» натуры, а приобретет художественно-образное значение благодаря пространственно-ритмической идее, которую несет в себе натурная постановка, и необходимости со стороны студента ее увидеть и в ходе осмысления сформировать первоначальный замысел, реализующийся в последующих изобразительных действиях. Предметы, составляющие натюрморт, должны быть различными по размеру и форме, что дает возможность студентам в процессе рисования сопоставлять их по различным характеристикам, выявлять индивидуальные черты каждого из них, составляя из них при этом единую композиционную структуру, подчиненную определенным пространственно-ритмическим связям. В постановке учебного натюрморта из предметов быта необходимо акцентировать главную задачу, которая способствует формированию замысла. Поэтому постановка натюрморта обычно начинается с главного - композиционного центра. Для этого используют предметы, несущие в себе определенные ритмические закономерности, на основе которых формируется основная пространственно-ритмическая идея всей постановки. К главным предметам подбирают соподчиняющиеся с композиционным центром. Величина и расположение всех других частей и элементов изображения зависят от величины и расположения предмета, выбранного в качестве композиционного центра. Данная зависимость в построении изображения определяется пространственно-ритмическим построением. В свою очередь ритм в построении гармонии визуального ряда в рисунке натюрморта зависит не только от связи композиционного центра со всеми другими частями изображения, но и от взаимной ритмической и пластической связи этих частей друг с другом. Для того чтобы студент мог наглядно увидеть все эти характеристики, педагогу необходимо не только составить постановку грамотно, но и верно определить ее положение по отношению к рисующим с тем, чтобы они при восприятии модели смогли увидеть весь ход и логику восприятия формы и пространства.

DOI: 10.15372/PHE20160515