Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.238.190.82
    [SESS_TIME] => 1606416789
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => ae50cc07483c9b10814b930342200d1a
    [SALE_USER_ID] => 0
    [UNIQUE_KEY] => 67ce12c861fab07c07a2ec1c5a0aadc8
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2016 год, номер 4

ВОЗРАСТАНИЕ РОЛИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ ПЕРИОДА 1980-2000-х ГГ

М.В. Соколов, М.С. Соколова
Новосибирский государственный педагогический университет, Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
maxma63@mail.ru
Ключевые слова: профессиональное декоративное искусство, народное прикладное искусство, художественные промыслы, художественное образование, professional decorative arts, folk applied arts, arts and crafts, art education
Страницы: 159-167
Подраздел: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Авторы отмечают, что в период 1980-2000 гг. существенно меняются роль декоративно-прикладного искусства в культурном пространстве страны и принципы его применения в образовании в целях развития личностных качеств подрастающего поколения, воспитании его художественной культуры. Анализ тенденций, происходящих в декоративном и станковом искусствах, позволил понять, что происходит резкое размежевание народного и профессионального видов искусства, идет процесс станковизации декоративного и народного искусства, декоративное искусство становится неотъемлемой частью средового подхода, станковые виды искусства начинают тяготеть к прикладным в контексте средового подхода, на художественных предприятиях выдвигается мастер-художник, чей труд отождествляется с промыслом как таковым. Это приводит к тому, что декоративно-прикладное искусство и промыслы превращаются в производство с образцами и копиями и, как следствие, к распространению в период 1970-1980-х гг. наиболее известных промыслов и видов декоративного искусства. В этот период копирование становится базой изучения промысла или вида прикладного искусства. В противовес такому отношению к бездумному распространению традиционных крупных российских промыслов возникает охранительная теория в искусствоведении и, как результат, региональный компонент в школьных программах. Региональный подход позволяет активнее включать в программу знакомство учащихся с местными художниками и мастерами декоративного искусства и народных промыслов. Таким образом, в школьных программах и программах дополнительного образования еще активнее идет процесс привлечения материалов по местным ремеслам и промыслам. В статье прослежена динамика исследований в области художественной педагогики, посвященных роли декоративно-прикладного искусства страны. Авторами на основе анализа научных исследований выделяются ряд направлений, в которых рассматривается включение декоративно-прикладного искусства в образовательный процесси которые являются определяющими для этого периода: 1) эстетического и трудового воспитания; 2) развития творчества во всех его проявлениях; 3) сохранения и развития народного и национального искусств; 4) внедрения методических и организационных разработок для проведения занятий; 5) совершенствования подготовки учителя по отдельным видам декоративно-прикладного искусства.

DOI: 10.15372/PHE20160415