ЦЕННОСТНАЯ ПАРАДИГМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРАГМАТИЗМ
Л.Н. Яковенко
Курская государственная сельскохозяйственная академия им. проф. И. И. Иванова, ул. Карла Маркса, 70, Курск, Россия, 305021 yakovenko66@yandex.ru
Ключевые слова: философия образования, устойчивое развитие, прагматическая педагогика, ценности образования, профессиональное образование, гуманистическая парадигма, philosophy of education, sustainable development, pragmatic pedagogics, education values, vocational education, humanistic paradigm
Страницы: 155-160 Подраздел: ЦЕННОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЦЕННОСТЬ
Аннотация
Статья посвящена актуальной сегодня теме формирования ценностных ориентаций российского образования в контексте устойчивого развития и усиления влияния прагматизма. В статье обосновывается идея сохранения национальных традиций образования с учетом лучшего опыта прагматической педагогики. Анализируются цели воспитания личности студента на основе образовательных стандартов, достижение которых является условием эффективного реформирования российского образования. Показано, что научная дискуссия относительно сохранения национальной идентичности в высшем профессиональном образовании интегрирует новое понимание границ культурного подражания. Автор акцентирует внимание на исторических корнях российского профессионального образования, основной чертой которого всегда была гуманистическая направленность и формирование целостной личности. Кроме того, в статье рассматривается значение античной философии, где постепенно вызрела западноевропейская культура и в дальнейшем развился прагматизм. Проведен анализ исследований парадигмы образования. Показано, что практическая ориентация образования, связь между теорией и практикой отражены в дидактических принципах педагогики. Однако сосредоточенность только на изучении полезных и нужных для профессии наук при снижении гуманистической роли образования не свойственно национальной системе образования, поскольку это девальвирует духовные ценности, которые всегда составляли основу общества. На основе исследования имеющихся образовательных парадигм в философии и педагогике делается вывод о стремлении отечественных ученых и педагогов-практиков к поиску наилучшей концепции обучения, воспитания и развития молодежи. Идеи прагматического образования могут рассматриваться как средство укрепления взаимодействия культур в поле устойчивого развития. В заключение отмечается значимость рассматриваемой проблемы для определения направления будущего развития образования с учетом задач вхождения в мировое образовательное пространство, когда лучшим выбором является традиционная классическая система образования и современное прочтение прагматизма.
DOI: 10.15372/PHE20150616 |