СМЫСЛОВЫЕ ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
М.Ш. Хасанов1, В.Ф. Петрова2
1Казахский национальный университет имени аль-Фараби, пр. аль-Фараби, 71, Алматы, Казахстан, 050040 Hasanov.marat.41@mail.ru 2Евразийский технологический университет, ул. Толе би, 109, Алматы, Казахстан, 050012 Verapetrova50@mail.ru
Ключевые слова: ценность, образование, воспитание, согласие, единство, народ, культура, язык, value, education, upbringing, harmony, unity, people, culture, language
Страницы: 145-155 Подраздел: ЦЕННОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЦЕННОСТЬ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы смысловых ценностей отечественного образования в свете стратегии развития «Казахстан - 2050». Отмечается, что изменения в сфере образования неразрывно связаны с процессами, происходящими в социально-политической и экономической жизни мирового сообщества, когда ведущей мировой тенденцией становится глобализация социальных и культурных процессов. В работе показано, что смысловыми ценностями отечественного образования должны стать ценности, выдержавшие испытание временем. К ним относится независимость, национальное единство, мир и согласие в казахстанском обществе, светское общество и высокая духовность, общность истории, культуры и языка. Авторы полагают: чтобы преодолеть смысловую и ценностную дезориентацию человека переходного общества (к каковым относится и Республика Казахстан) следует обратиться к истории национальной философии образования, онтологической основой которой является культура. Известно, что культура представляет собой способ обеспечения, организации и совершенствования жизнедеятельности человечества, с необходимостью воспроизводимый сменяющимися поколениями. Ядро культуры составляют общечеловеческие ценности, гуманистические идеалы, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. Будучи всеобщим явлением, культура воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально, обусловливая его личностный рост.
DOI: 10.15372/PHE20150615 |