Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.209.209.28
    [SESS_TIME] => 1711644129
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 67c371754e47d4e5e386ee1aa1f85300
    [UNIQUE_KEY] => e5150d7233bd9cc2f14a04f98fbeed95
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2015 год, номер 6

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ: ВОЗМОЖНОСТИ ПАРАДИГМАЛЬНОГО АНАЛИЗА

Д.В. Чернов
Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126
chernov.de@mail.ru
Ключевые слова: системный подход, профессиональное образование, философия образования, парадигмальный анализ, социальная работа, systemic approach, vocational education, philosophy of education, paradigmatic analysis, social work
Страницы: 67-75
Подраздел: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация

В статье рассматриваются методологические вопросы изучения процессов становления и развития системы высшего профессионального образования по социальной работе. Социальное образование в современном мире является приоритетным направлением развития систем образования как глобальных, так и национальных моделей подготовки кадров для социальной сферы. Формирование системы профессионального образования по социальной работе в России соответствует этим тенденциям. Накопленный опыт требует исследовательского осмысления, возможного при наличии новых методологических подходов, разработка которых является важной научной задачей. Цель исследования - представить основные положения парадигмального анализа в рамках системного подхода как самостоятельного методического инструмента, обеспечивающего многоаспектное изучение процессов становления и развития профессионального образования по социальной работе в России на современном этапе. В связи с этим раскрывается содержание системного подхода к рассмотрению вопросов профессионального образования в современном мире. Анализируются зарубежные тренды, определяющие изменения парадигмального характера в процессе развития социальной работы в целом и системы подготовки кадров для данной сферы. С опорой на работы исследователя Б. Штётцеля (Германия) в статье исследуются процессы, связанные с переходом Европы в 1990-е - начале 2000-х гг. к новому типу социальной работы. Также анализируется влияние смены парадигм в социальной работе в Европе на отечественную модель социальной помощи населению. Данные процессы отразились и на системе подготовки кадров для социальных служб в России, а сами изменения носили парадигмальный характер, обусловив смену содержания и основополагающих принципов функционирования социальной работы на уровне теории и практики. Экстраполируя мировые тренды на ситуацию с развитием социальной работы, автор статьи сравнивает технократическую (традиционную, сформировавшуюся в ХХ столетии) и гуманистическую (новую, формирующуюся) парадигмы социальной работы и профессиональной подготовки кадров для данной сферы. Особое внимание уделяется роли педагогических вузов в процессе реализации программ социального образования, создания ценностной, воспитательной и профессиональной среды.

DOI: 10.15372/PHE20150607