Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.237.2.4
    [SESS_TIME] => 1632410400
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 045fe72ade9fbef70de1e9d1f8350945
    [SALE_USER_ID] => 0
    [UNIQUE_KEY] => 83393ddefebd3fbd336ea9ef2fe38848
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия науки

2015 год, номер 2

МИКРОСТРУКТУРА ЖИВОЙ МАТЕРИИ В НАТУРФИЛОСОФСКОЙ СИСТЕМЕ ГАЛЕНА ЧАСТЬ I

Д.А. Балалыкин
Первый Московский государственный медицинский университет, г. Москва
shok@msm-medical.ru
Ключевые слова: натурфилософия, история науки, Гален, история медицины, гомеомерии, Анаксагор, микроструктура живой материи
Страницы: 119-134
Подраздел: Из истории науки

Аннотация

Изучается понятие «гомеомерия» в натурфилософской системе Галена. Анализ некоторых историко-философских реконструкций показывает, что термин «гомеомерия» («семя») был предложен Анаксагором из Клазомен, а затем использован Аристотелем для обозначения некого первичного (элементарного) начала, заключающего в себе абсолютные макро- и микровеличины. Таким образом, анаксагоровский термин «гомеомерии» в аристотелевской трактовке обозначает первоначала бытия, но в то же время гомеомерии (семена) предстают как его предел, которым является набор однородных качеств, делающих вещь тем, что она есть. С позиций истории и философии медицины проанализированы трактаты Галена «Три комментария на книгу Гиппократа “О природе человека”», «Искусство медицины» и «Гален к Патрофилу - о том, из чего состоит медицинское искусство», в которых изложено основополагающее для натурфилософской системы Галена учение о гомеомериях. Поставлен вопрос о соответствии взглядов Галена устоявшимся в истории философии представлениям о гомеомериях. Указано на существенную разницу между интерпретациями понятия «гомеомерии» разными философами Античности и тем, что именно вкладывал в это понятие Гален, разделявший точку зрения Аристотеля на данный вопрос. Натурфилософская система требовалась Галену для комплексного осмысления устройства и принципов жизнедеятельности человеческого организма, а также причин развития заболеваний и методов их лечения. Все это, по его мнению, должно быть объяснено в рамках определенной философской (т.е. общенаучной) системы. Целесообразность функции как основа понимания предназначения, заложенного Творцом в устройство разных органов и тканей, и определяет подход Галена к идее гомеомерий как мельчайших частей, из которых эти органы и ткани состоят.

DOI: 10.15372/PS20150209