К ИСТОРИИ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ: АРИСТОКСЕН О РИТМЕ
Е.В. Афонасин1,2
1Институт философии и права СО РАН, г. Новосибирск afonasin@post.nsu.ru 2Новосибирский государственный университет, г. Новосибирск
Ключевые слова: античная музыка, временная протяженность, ритмические образцы, композиция, стопа, античная медицина, Герофил, гармоничный пульс
Страницы: 99-118 Подраздел: Из истории науки
Аннотация
Ритмические феномены весьма распространены: они, по словам Аристида Квинтилиана (О музыке 1.13), «встречаются в неподвижных телах, когда мы говорим, что статуя отличается хорошим ритмом, или в движущихся телах, когда мы видим, что человек идет в хорошем ритме… в целом же ритм воспринимается тремя органами чувств: зрение воспринимает танец, слух - мелодию, а осязание - движение артерии». В трактате Элементы ритмики перипатетик Аристоксен (IV в. до н.э.) строит общую теорию ритма, рассматривая ритм как феномен, независимый от метра и музыкального интервала. Действительно, если эти последние структурируют стих и мелодию и внутренне им присущи, то ритм подвижен и текуч, как время, и не содержится в стихе или музыке: для того чтобы исполнить поэму или музыкальное произведение, особенно если это исполнение включает в себя телесное движение, танец, необходимо прибегнуть к более эмпирической технике, которую Аристоксен называет ритмообразованием (rhythmopoiia). В статье предлагается перевод Элементов ритмики на русский язык, в комментариях к тексту античная теория ритма сопоставляется с современными наблюдениями в области психологии восприятия времени и структурированных пространственных и временных образцов.
DOI: 10.15372/PS20150208 |