Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 44.197.114.92
    [SESS_TIME] => 1711644247
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 7810092daf4b71e9b2bfe43154aa760b
    [UNIQUE_KEY] => 5238e2d4cbde58521d9b92828d1691d2
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2015 год, номер 3

Геронтообразование: социальная эффективность и личностная значимость

Т.В. Сохраняева
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, 1, Москва, Россия,119991
sokhran@gmail.com
Ключевые слова: старение, образование пожилых людей, межпоколенная солидарность, социальная эффективность, личностный потенциал
Страницы: 161-174
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье анализируется геронтообразование как активно развивающаяся сфера образовательной практики, имеющая большое значение для современного общества. Проблема образования пожилых людей приобретает особую актуальность в контексте глобальной тенденции старения населения. Геронтообразование рассматривается как один из путей решения новых социальных, экономических и культурных проблем, связанных со старением населения. Исследуется роль образования пожилых людей в повышении качества жизни индивидов и обеспечении устойчивого развития общества в целом. Образование для «третьего возраста» рассматривается с точки зрения его социальной эффективности и личностной значимости. Показывается его значимость для предупреждения деградации когнитивных навыков и способностей людей старшего возраста, поддержания или увеличения их производственного потенциала, формирования активной социальной позиции пожилых, овладения ими важными социальными компетенциями, снижения рисков социальной изоляции. В статье исследуется значимость геронтообразования для формирования у пожилых людей адекватного понимания смысла и ценности старости как феномена человеческого бытия. Рассматривается концепция старости как естественной стадии жизненного цикла человека, имеющей большое значение для понимания жизни в ее полноте и целостности. Старость - социальный конструкт, поэтому одна из главных задач геронтообразования - помочь пожилым людям осознать положительный смысл старости, отыскать новые пути самореализации, чтобы быть полезными обществу. Образование в этом экзистенциальном аспекте рассматривается как путь преодоления геронтофобии и раскрытия перед человеком новых возможностей и целей в жизни. В последней части статьи акцентируется значение геронтообразования для развития межпоколенного культурного диалога. В заключение делается вывод о том, что социальная эффективность и личностная значимость геронтообразования обусловлены его ролью в процессе решения социальных проблем, связанных с демографическим сдвигом, и удовлетворения потребности пожилых людей в сохранении и развитии продуктивного и творческого потенциалов.

DOI: 10.15372/PHE20150319