Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 54.92.164.9
    [SESS_TIME] => 1643219612
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 093e126d15d1d19473d035590f91af8e
    [UNIQUE_KEY] => 030e65b7bf9da1b30091ee8e0ce1ef8d
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2015 год, номер 2

Гносеологические проблемы интуитивного мышления в математическом образовании

Н.И. Сидняев
Московский государственный университет имени Н. Э. Баумана, Россия, 105005, Москва, ул.2-я Бауманская, 5
Ключевые слова: математика, модернизация, философия, познание, интуиция, методология, пространство, концепция, образование
Страницы: 190-200
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Статья посвящена анализу диалектики интуитивного и формального в познании фундаментальных дисциплин. В ней рассматриваются специфика физики и математики как наук, изучающих комплекс конструктивных возможностей человеческого интеллекта, философское значение формального обоснования точных наук, место и роль интуитивных моментов в математическом образовании, а также природа эстетики в математике как выражение единства формальных и интуитивных моментов в научном познании. Значительное внимание уделяется предмету мАтематики и научному рассмотрению диалектики формального и интуитивного в познании. Существование нематериальных сущностей, не наблюдаемое, не улавливаемое обычными средствами и в обычном состоянии сознания, принципиально отрицается. Переживания, связанные с этими сущностями, неизбежно будут отнесены к миру измененных состояний сознания и интуиции, а философски будут интерпретированы как искажения реальности, возникающие каким-то образом в сенсорном восприятии объективно существующих элементов. Рассматриваемое в философском разрезе понятие интуиции в математике в лучшем случае только еще раз подтверждает важный для теории знания факт, что существуют положения и принципы математического знания, которые для современного сознания представляются непосредственными. При этом интуиционизм отказывается от дальнейшего философского исследования генезиса самой этой непосредственности, поэтому в философском отношении он не прогрессирует. Рассмотрение математики как науки, положения которой нуждаются в эмпирическом обосновании, ставит ряд специфических проблем перед философией математики, например, что является наблюдаемым в эмпирической математике, то есть какой тип математических суждений может быть проверен на практике. Позиция и устремления математического интуиционизма имеют предпосылкой отрицательное отношение интуиционистов к абсолютизации логических и формальных основ математики.