Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Регион: экономика и социология

2014 год, номер 4

Регионально-транспортный мегапроект БАМ: уроки освоения

А.А. Кин
ИЭОПП СО РАН, Новосибирск
kin_a@ieie.nsc.ru
Ключевые слова: Транссиб, БАМ, Севсиб, строительство БАМа, освоение зоны БАМа, перспективы развития, проблемы транзитных перевозок
Страницы: 55-72
Подраздел: Север и Арктика России в условиях глобальных вызовов XXI века

Аннотация

Обобщен опыт строительства БАМа, анализируются причины незавершенности сооружения и убыточности эксплуатации магистрали. Показано, что значение тоннелей было не только транспортное: это был крупномасштабный полигон для испытания новых образцов отечественной и зарубежной техники, предназначенной для ведения горно-проходческих работ, и для отработки новых технологий проходки в условиях многолетней мерзлоты и методов закрепления грунтов. Новые технологии строительства, разработанные для БАМа и апробированные при его сооружении, позволяют сегодня уверенно строить дороги, тоннели и порты в экстремальных природно-климатических условиях. Чрезмерная текучесть кадров была обусловлена ошибками при проектировании строительства магистрали. Как следствие, сегодня в поселках БАМа преобладает ветхое и аварийное жилье. В статье сделан вывод, что эффективная реализация крупных проектов в зоне БАМа без протекционистской политики государства невозможна, а без интенсификации хозяйственного освоения прилегающей к магистрали территории БАМ не станет рентабельным никогда. Показано, при каких условиях возможна специализация БАМа для пропуска тяжеловесных поездов, а Транссиба - для пропуска специализированных поездов.