ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ОРИЕНТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНО–ТВОРЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ
Н.М. Халимова1, Л.Б. Карабанова1,2
1Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, 655017, Хакасия, Абакан, ул. Ленина, д. 90 nmhal@mail.ru 2Хакасский институт развития образования и повышения квалификации, 655002, Хакасия, г. Абакан, ул. Пушкина, д. 105 l_b_k_65@mail.ru
Ключевые слова: стратегия ориентирования, компетенции, творческие способности, достижения студентов, социальное партнерство
Страницы: 148-159 Подраздел: ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ НЕКОТОРЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
Аннотация
В статье обосновывается педагогический смысл подготовки студентов в контексте профессионально-творческих достижений. Автором определяется стратегия и педагогические условия ориентирования студентов на творческие достижения в будущей профессиональной деятельности. Проведенная аналитическая работа позволила выделить противоречие между социальным заказом на подготовку личности к профессиональной деятельности на творческом уровне и неразработанностью педагогических стратегий в сфере среднего профессионального образования. Объектом исследования в рамках статьи является процесс ориентирования студентов на профессионально-творческие достижения. Цель статьи - обоснование педагогического смысла подготовки будущего специалиста среднего звена к творческим достижениям в будущей профессиональной деятельности. База исследования - учреждение среднего профессионального образования (колледж). Кроме того, предлагается алгоритм взаимодействия с социальными партнерами. Ежегодный мониторинг потребностей работодателей, анкетирование работодателей студентами в рамках внеаудиторной работы по дисциплинам общепрофессионального цикла позволили определить перечень ключевых компетенций. По результатам анкетирования выявлено, что современный выпускник должен уметь предвидеть последствия своей профессиональной деятельности, ответственно подходить к принятию решений. Работодатели предъявляют следующие требования к специалистам среднего звена: умение взаимодействовать с другими людьми, коллективами по решению общей задачи, способность к процессному мышлению, умение принимать решения, в том числе и в нестандартной ситуации, осуществлять анализ, синтез, самооценку, мобильно перестраиваться, самостоятельно изучать и внедрять профессиональные новшества и др. Требования работодателей обосновываются повышением индивидуальной ответственности работников за качество труда и уровнем взаимодействия работников в коллективе; растущей необходимостью непосредственного общения работников с клиентами и заказчиками. Определено, что многие из перечисленных показателей относятся к уровню творческой деятельности. Установлено, что общение с работодателями, анкетирование потребностей, выявление их требований повышает интерес к профессии и мотивирует студентов к обучению. При обработке анкет выявлены противоречивые требования работодателей, наличие необоснованно завышенных требований к качественным характеристикам будущего работника, не гарантированность трудоустройства при выполнении предъявленных требований.
|