СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ МИРЕ
Н.В. Скачкова
Томский государственный педагогический университет, 634061, Томск, Киевская ул., 60А nvs-07@mail.ru
Ключевые слова: профессиональная подготовка, профессиональная социализация, профессиональная компетентность, методология дизайн–образования, социальная направленность
Страницы: 60-72 Подраздел: ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Аннотация
В статье рассматриваются социокультурные предпосылки формирования перспективных задач, связанных с развитием новой мировой экономики постиндустриального типа, которые предстоит решать человеку в глобальном, нестабильном, изменчивом мире. Акцентируется внимание на необходимости активизации интеллектуальных возможностей и творческих способностей человека для осуществления преобразовательной деятельности и конструирования окружающего предметного мира новой формации. В связи с этим дизайн рассматривается автором как феномен, охватывающий все сферы жизни, направленный на конструирование предметно-пространственной среды социальной направленности, а дизайн-образование характеризуется как система специализированной подготовки конкурентоспособного специалиста, обладающего образным мышлением, творческой активностью и продуктивностью, способного к решению нестандартных задач и генерированию креативных идей, удовлетворяющих запросы современных потребителей. Автором предлагается методология проектирования компетентностно ориентированных модулей основных образовательных программ профессиональной системы подготовки таких специалистов, основанная на принципе иерархического взаимодействия: профессиональная компетентность - частные компетенции - профессиональные задачи - учебные задачи. Определяются основные компоненты содержания профессиональной компетентности педагога профессионального обучения в области дизайна. Социокультурный аспект предлагаемой автором методологии дизайн-образования представлен в статье исследованием возможных способов социализации студентов в процессе технологической подготовки в педагогическом вузе в период постиндустриальных трансформаций. Автором эксплицирован процесс социализации как адаптация и интериоризация, проанализированы возможности достижения разных уровней профессиональной социализации в процессе подготовки бакалавра в области дизайна. Предлагается к рассмотрению авторский опыт организации учебной и внеучебной проектно-дизайнерской деятельности студентов, который позволяет запускать механизмы осуществления профессиональной адаптации и профессиональной социализации будущих бакалавров уже на этапе профессиональной подготовки: жить в профессии, погружаться в мир профессиональной деятельности и профессионального мышления, осознавать связи между содержанием учебного процесса и профессиональной деятельностью в их единстве и социальном контексте. Методология дизайн-образования исследуется автором на фоне расширения и усложнения профессиональной среды, в которой рост потребления информации соответствует росту осознания человеком, занимающимся любым видом профессиональной деятельности в социуме, необходимости принимать решения и нести за это личную ответственность.
|