Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 54.92.164.9
    [SESS_TIME] => 1643217254
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => d7b05190a1b2a1813a77fed83cce1e11
    [UNIQUE_KEY] => a51a6763ee93052bd38600bbd787d49a
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2014 год, номер 4

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА КАК ОТРАЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

Н.В. Селезнёва
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
xie-ling@yandex.ru
Ключевые слова: национальная языковая картина мира, ассоциативное мышление, числовые категории, китайский язык, русский язык
Страницы: 141-152
Подраздел: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация

Статья посвящена проблеме национальной специфики китайской языковой картины мира. Языковая картина мира любого народа представляет собой вербализацию концептуальной картины мира, в основе которой лежит система мировоззренческих категорий, выражающих свойственные данной культуре представления об основных компонентах и сторонах человеческой жизнедеятельности: о месте человека в мире, о социальных отношениях, духовной жизни и ценностях человеческого мира, о природе и организации ее объектов. Автор обращает внимание на то, что своеобразие китайского мировосприятия обусловлено не только природными условиями бытования народа, но и складом мышления. Синологи характеризуют китайское мышление как правополушарное, коррелятивное, символическое и ассоциативное. Китайскому мышлению чужды абстракции, оно в большей степени приспособлено к непосредственному восприятию, выделению частностей и использованию аналогий. Не менее значимой особенностью является и то, что у китайцев превалирующим является визуальное восприятие, поэтому китайцы часто привлекают наглядность. Эти особенности мыслительной деятельности определили значимость разнообразных классификационных систем, пронизывающих китайскую культуру и находящих отражение в языке. Характерным примером таких категорий являются числовые категории, рассматриваемые автором статьи. В китайской культуре весь числовой ряд от одного до десяти считался весомым и осмысленным и служил основой для многовариантных классификационных построений. Все числа являются функционально релевантными: они либо имеют ритуальную, сакральную функцию, либо служат инструментом рационализации человеческого познания. Наиболее значимыми числами-символами являются двойка, тройка, четверка, пятерка, восьмерка и девятка. В китайской культуре весь числовой ряд от одного до десяти считался весомым и осмысленным не только с точки зрения собственно числовых значений. Несмотря на свою архаичность, числовые категории и символы, связанные с ними, до сих пор определяют многие аспекты жизни современных китайцев, в том числе и ритуалы, связанные с выбором, покупкой/продажей и обустройством жилища.