Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.87.11.93
    [SESS_TIME] => 1711703537
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 398da86c74e1755370983539306acd09
    [UNIQUE_KEY] => a823e8799b09e5ed29ff50561ea3d3a5
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Профессиональное образование в современном мире

2014 год, номер 3

ГУМАНИЗМ И ГУМАНИТАРНЫЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ

Т.А. Рубанцова, О.В. Фуряева
Сибирский университет путей сообщения, 630049, Новосибирск, ул. Д.Ковальчук, 191
rtamara@nqs.ru
Ключевые слова: гуманизм, гуманизация образования, технократизм, сциентизм, гуманитарные основы, образование
Страницы: 11-21

Аннотация

Целью статьи является анализ взаимосвязи процесса гуманизма и гумани­тарных основ российской образовательной парадигмы. В статье рассматривает­ся образование как механизм передачи ценностей, в котором выражена взаимос­вязь гуманизма и гуманитарные основы российской образовательной парадигмы. В статье отмечается, что в современном глобальном мире идет процесс распада традиционных ценностей, что отражается на системе образования. Образова­ние понимается как механизм социокультурного наследия общества. Глобальные кризисы требуют пересмотра пути прогресса и просвещения, по которому дви­жется человечество, что делает актуальным проблему гуманизации образова­ния. Раскрыты основные подходы к категории гуманизма, дана его типология, показана взаимосвязь гуманизма с процессами гуманизации и дегуманизации в об­ществе. Гуманизм в современном российском обществе понимался чаще всего как утопия, которая не нашла своего адекватного выражения в общественных иде­алах. В работе проводится анализ основных подходов к гуманизации образования рассматриваются основные исторические этапы формирования гуманитарных основ российского образования. Современная модель образования в России была сформулирована еще в эпоху Возрождения и Просвещения по немецкому образ­цу. Она предполагала наличие в системе обучения большого цикла гуманитарных предметов для формирования нравственности в человеке, а также естественно­технических дисциплин, позволяющих познать окружающий мир с помощью раз­ума, в понятие «гуманизм» вкладывался классово детерминированный смысл, вы­тесняющий общечеловеческое и цивилизованное содержание. В послеоктябрьской школе особенно сохранился гуманитарно подготовленный педагогический коллек­тив, который так и не смог легко и бездумно присоединиться к проводимой госу­дарством политической линии в сфере образования. Образование пока остается основным элементом общественной гуманистической практики благодаря харак­теру всеобщности, независимости его содержания от политических и экономиче­ских колебаний и конъюнктуры, несмотря на все попытки ее слома. Этот социаль­ный институт сохраняет элементы гуманистических педагогических технологий прошлого и именно в нем идут поиски новых путей в гуманистической педагогиче­ской парадигме. В статье делается вывод, что гуманитарные основы российской образовательной парадигмы имеют противоречие между социально-культурными потребностями современного общества и системой образования, которая не от­вечает им из-за потери гуманистических целей в идеологии общества, устаревшей методологии и применения старых приемов и методов в обучении.