Круглый стол В«Инклюзивное образование студентов с ограниченными возможностями здоровья: мировой и российский опыт»
О.В. Зиневич, В.В. Дегтярева
Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, пр. К. Маркса, 20 zinevich@fgo.nstu.ru
Ключевые слова: социальная адаптация, инклюзивное образование, высшее профессиональное образование, смысловое коммуникативное пространство вуза
Страницы: 249-264
Аннотация
Настоящая статья посвящена обзору актуальных проблем социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья в контексте реализации практики высшего инклюзивного образования как в российском, так и в мировом пространстве, которые обсуждались на заседании Круглого стола (10 апреля 2014 г.) в рамках реализации проекта «Расширение знаний и повышение социального потенциала: модуль по вопросам европейской интеграции для студентов-инвалидов» (программа «Эразмус», подпрограмма Ж. Моне, сентябрь 2011 г. - август 2014 г.). Наиболее дискуссионными стали следующие вопросы: вызовы инклюзивного образования, гуманитарные и институциональные основания внедрения и реализации инклюзивной практики, мотивация получения высшего образования, социальная адаптация и сопровождение инвалидов в процессе обучения, доступность высшего образования посредством развития дистанционной и сетевой инфраструктуры современного вуза. Одним из основных выводов, к которому пришли эксперты, стал вывод о настоятельной необходимости концептуального обоснования дальнейшего развития инклюзивного образования в вузах России как условия социальной адаптации и интеграции студентов с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание было уделено проблемам формирования единого коммуникативного пространства социализации субъектов образовательного процесса: профессорско-преподавательского состава, студентов с ограниченными возможностями здоровья, студентов с нормой здоровья. По мнению участников, ведущей задачей реализации инклюзивной практики является задача формирования и развития не только архитектурно-планировочной среды, но и психолого-педагогической, учебно-методической и научно-исследовательской инфраструктуры учебного заведения высшего профессионального образования. Важнейшими условиями для этого, по мнению участников, являются психологическая готовность к межличностной коммуникации, снятие мотивационных и ценностных барьеров у всех участников образовательного процесса: студентов-инвалидов, родителей, студентов с нормой здоровья, преподавателей. Исследователями и специалистами в области профессионального инклюзивного и специального образования инвалидов подчеркивается необходимость серьезной экспертизы готовности образовательного учреждения внедрять и развивать инклюзивные практики, не имитируя включение людей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс, но делая его реальным. Как в России, так и за рубежом эксперты сходятся во мнении о совокупности проблем, вызванных опытом реализации инклюзии. В связи с этим актуализировалась задача сравнительного изучения опыта стран Запада и Востока в области реализации инклюзивного образования как условия успешной социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья.
|